
Каждый школьник должен заниматься с репетитором – эта мысль воспринимается сегодня как аксиома. Удивительно, что расходы на частные уроки до сих пор не включены в состав минимально необходимой потребительской корзины для семей с детьми.
Сергей Миронов, лидер парламентской фракции «Справедливая Россия – За правду», в очередной раз привлёк внимание к проблеме низкого качества школьного образования. Он поддержал в своём Телеграм-канале особый порядок поступления в университеты для выпускников из новых регионов (без учёта ЕГЭ, по результатам внутривузовских вступительных испытаний). Отметил, правда, что хвалить организаторов школьной системы больше не за что. И сделал предложение – распространить новацию с освобождением от ЕГЭ и на абитуриентов из малообеспеченных и многодетных семей по всей стране.
Логика понятна: если сегодня для нормальной сдачи ЕГЭ практически обязателен репетитор, то люди с низким доходом оказываются в заведомо проигрышном положении, социальные лифты для них закрываются.
ЕГЭ для абитуриентов, которые не могут позволить себе оплату услуг репетитора, должен быть добровольным, считают справедливороссы. Они понимают, что выбор между ЕГЭ и вступительными экзаменами будет непростым. Хотя бы потому, что существующий порядок приемной кампании позволяет одновременно подать заявления в 5 вузов, на 5 направлений обучения в каждом.
Судя по порталу «Поступи онлайн», среднего балла на уровне 45-50 вполне достаточно, чтобы поступить, например, едва ли не в половине вузов страны. Это совсем немного – можно попытать счастья на ЕГЭ и без дополнительной подготовки. Альтернатива – вступительные экзамены – лишают абитуриентов возможности подстраховаться.
Миронов сообщил, что направит своё предложение на проработку в правительство. Минпросвещения в этой связи не позавидуешь – очевидно, что любое простое решение несёт в себе нежелательные побочные эффекты. Предположим, например, что для малообеспеченных семей выделят специальные квоты на поступление.
После такой новации почти наверняка список бедных семей заметно расширится. Вспомним, что произошло, например, в Петербурге конца 1990-х, когда было введено бесплатное школьное питание для нуждающихся, вплоть до старших классов. Состоятельные предприниматели, владельцы прибыльных предприятий с низкой официальной зарплатой, семьи с мамами-домохозяйками – массово писали заявки на включение в льготную категорию.
Можно подойти к решению вопроса с другой стороны – субсидировать оплату репетиторских услуг. Здесь результат тоже легко прогнозируем. Помимо уже описанного выше прилива фальшивой бедноты можно ожидать резкого подорожания ценника частных преподавателей. Как с льготной ипотекой: повышение доступности кредитов увеличивает спрос на жильё, что немедленно приводит к его удорожанию.
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому» – сказал французский философ Мишель Монтень.
Для подготовки учителей, соответственно, нужно иметь совсем уже недюжинные таланты. Кроме того, даже качественно подготовленным учителям для включения внутренней мотивации требуется высокая зарплата, отсутствие чрезмерной трудовой нагрузки, избыточной отчётности и погони за достижением формальных результатов.
Сложность задачи подтверждается внушительным количеством отечественных программ развития образования: федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Современные родители», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность», госпрограмма «Развитие образования», а также соответствующие программы в регионах.
Остаётся только ждать, когда сработает закон Фридриха Энгельса о переходе количественных изменений в качественные. Классик диалектического материализма считал, что это происходит скачкообразно, как закипание воды по достижении температуры 100 градусов.