Перейти к основному содержанию

К слову о «диких персах»

иран
© Форпост Северо-Запад

Принято считать, что греческая демократия, воплощенная в бессмертных творениях зодчих и скульпторов, несла миру свет инженерной мысли. Персидская сатрапия – тьму.

Именно этим оправдывают, например, сожжение столицы Персидской империи Александром Македонским. В 330 году до нашей эры, ударом с гор он занял Персеполис - главный город Ахменидов, а сразу после торжеств и соответственно бурных возлияний по этому поводу, вместе с афинской девушкой с низкой социальной ответственностью Таис (фигурой знаковой - будущей женой Птоломея и пра-пра-бабкой Клеопатры) взялся за его разрушение. Этот процесс детально описан, например, в романе Ивана Ефремова «Таис Афинская». Известна и мотивация главной героини произведения – она мстила за сожжение персами Парфенона. Правда, случился сей исторический факт за 200 лет до описываемых событий. Классический античный пример не девичьей памяти.

Таис
© midjourney.com

Да и что Александру было жалеть? Воспитанный Аристотелем, он считал идеалом статуи греческих скульпторов - Праксителя и Лисиппа, (последний при Александре был придворным художником в Пеллах), оторвавших богов и героев - Афродит, Аполлонов и Гераклов - от стен и подставившим им только небольшие кусты-подпорки. Здесь же он столкнулся с практически наскальной живописью и фигурами, чья устойчивость осуществлялась за счет пирамидальных форм. В общем, каменный век.

иран
© Форпост Северо-Запад
иран
© Форпост Северо-Запад
иран
© Форпост Северо-Запад

Вот только блестящий полководец не был знатоком истории архитектуры. Дата начала строительства Парфенона – 447 год до Рождества Христова, дата начала стройки Персиполиса Дарием I – 560 год. То есть на 113 лет раньше. Греческие архитекторы – Фидий и Иктин с Каллекратом даже близко не смогли повторить масштабов персидских сооружений. Причем, если в Афинах строилось культовое сооружение, то в Персии вполне себе жилое. Более того, ушлые греки, о чем пишут сегодня практически все эксперты по античным колоннам, балкам и дорическим стилям, прежде, чем городить ансамбль Акрополя, детально изучали чертежи давно почивших и неизвестных истории персов.

Парфенон
© Unsplash.com/ Вид на Афинский Акрополь с Парфеноном и Эрехтейоном с холма Филопаппу

Те же древние греки утверждали – культура нации познается культурой туалетов. В смысле, наличием эффективной системы канализации. Ведь не за кустиком же нужду справлять – что тогда с городами будет. Удивительно, но в западной цивилизации такую систему удалось наладить только Риму – знаменитые желобки Помпей для слива воды в центре улиц. В Афинах никто про это и не думал.
А вот канализационные сети Персеполиса до сих пор удивляют. Город построен у подножия горы Рахмат, и довольно часто, обычно, в начале весны он затоплялся из-за больших осадков и стоков воды от растаявшего льда и снега. Поэтому канализационные сети приобретали особое значение. Они использовались для направления потока сверху вниз, а также для удовлетворения потребности жителей города в воде.

иран
© Форпост Северо-Запад
иран
© Форпост Северо-Запад

Вот такие «дикари».