Перейти к основному содержанию

МВД: чаще всего телефонные мошенники представляются жертвам сотрудниками банков

смартфон
© pixabay.com

В РФ активизировались злоумышленники, которые похищают накопления граждан.

Во вторник, 20 февраля, стало известно, что чаще всего телефонные мошенники представляются своим жертвам сотрудниками банков или правоохранительных органов. Об этом в ответе на соответствующий запрос «Форпоста» сообщило МВД России.

В таких случаях аферисты рассказывают абонентам о «вымышленных подозрительных операциях» или убеждают своих «клиентов» в том, что на их имя хотят оформить кредит. После этого гражданам предлагают перечислить средства на «безопасные счета», на деле люди переводят деньги напрямую мошенникам.

рубли
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

Следом по популярности идёт сценарий обмана, при котором злоумышленники прикидываются сотрудниками компаний-операторов связи. Обычно они говорят жертвам, что истёк срок действия их сим-карт, и предлагают продлить его через Госуслуги. В процессе разговора потерпевшему поступает смс с кодом от личного кабинета, этот шифр человек передаёт аферисту. Таким образом, мошенник получает доступ к личным данным гражданина и использует эти сведения, чтобы оформить кредит на чужое имя, а затем перевести деньги на собственный счёт.

«Самым необычным является то, что мошенники оформляют заявку о регистрации по месту жительства потерпевшего иностранных граждан, которая успешно принимается миграционной службой к реализации», — добавили в МВД.

госуслуги
© скриншот сайт госуслуг

Ещё одна популярная у мошенников технология обмана — взлом аккаунтов в социальных сетях. Управляя чужими учётными записями, преступники от имени друзей и родственников убеждают людей одолжить им денег.

Кроме того, аферисты до сих пор применяют схему «родственник попал в беду». Они звонят жертве и рассказывают, что её близкий человек якобы устроил ДТП или столкнулся с другими неприятностями, и нуждается в финансовой поддержке.

«Потерпевшему не дают закончить разговор и положить телефонную трубку, постоянно держат на контакте, чтобы не дать возможности позвонить близкому человеку и убедиться в его безопасности. Находясь под воздействием обмана, жертвы передают денежные средства злоумышленникам различными способами (перевод на банковские счета, карты, номера телефонов, передача наличных курьеру)», — отметили в ведомстве.

По данным Министерства внутренних дел, нередко мошенники устраивают мнимые похищения людей, чтобы получить за них выкуп.

«Среди неординарных случаев обмана: мошенники заставляют граждан покинуть место проживания, прервать общение с родственниками, сменить телефон, скрыться в гостинице или съёмной квартире. В это время родственникам поступают сообщения с требованиями заплатить выкуп», — подчеркнули в ведомстве.

задержание
© pixabay.com

В некоторых случаях аферисты толкают своих жертв на уголовные преступления. Злоумышленники получают доступ к их банковским счетам и средствам, а затем убеждают принять участие в якобы следственных действиях.

«Потерпевшие, полагая, что они оказывают содействие правоохранительным органам в задержании причастных к преступлениям лиц, совершают по указанию звонящих им аферистов поджоги государственных учреждений или кредитных организаций», — уточнили в МВД.

По словам замначальника управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Евгения Артёмова, в борьбе с такими преступниками полиция учитывает, прежде всего, мошеннический повод, то есть, сам факт перечисления средств на «безопасный счёт». При этом сценарии, используемые преступниками, правоохранители рассматривают во вторую очередь.

В министерстве добавили, что за последние пять лет число подобных преступлений выросло на 43,6%. Изначально аферисты предпочитали звонить гражданам на мобильный телефон, однако в последнее время используют мессенджеры, что не позволяет операторам связи блокировать пропуск иностранного трафика.

Напомним, 13 февраля Банк России сообщил, что за минувший год граждане РФ отдали мошенникам 15,8 миллиарда рублей. В регуляторе пояснили, что атаки телефонных аферистов стали более адресными и подготовленными.