
В РФ активизировались злоумышленники, которые похищают накопления граждан.
Во вторник, 20 февраля, стало известно, что чаще всего телефонные мошенники представляются своим жертвам сотрудниками банков или правоохранительных органов. Об этом в ответе на соответствующий запрос «Форпоста» сообщило МВД России.
В таких случаях аферисты рассказывают абонентам о «вымышленных подозрительных операциях» или убеждают своих «клиентов» в том, что на их имя хотят оформить кредит. После этого гражданам предлагают перечислить средства на «безопасные счета», на деле люди переводят деньги напрямую мошенникам.
Следом по популярности идёт сценарий обмана, при котором злоумышленники прикидываются сотрудниками компаний-операторов связи. Обычно они говорят жертвам, что истёк срок действия их сим-карт, и предлагают продлить его через Госуслуги. В процессе разговора потерпевшему поступает смс с кодом от личного кабинета, этот шифр человек передаёт аферисту. Таким образом, мошенник получает доступ к личным данным гражданина и использует эти сведения, чтобы оформить кредит на чужое имя, а затем перевести деньги на собственный счёт.
«Самым необычным является то, что мошенники оформляют заявку о регистрации по месту жительства потерпевшего иностранных граждан, которая успешно принимается миграционной службой к реализации», — добавили в МВД.
Ещё одна популярная у мошенников технология обмана — взлом аккаунтов в социальных сетях. Управляя чужими учётными записями, преступники от имени друзей и родственников убеждают людей одолжить им денег.
Кроме того, аферисты до сих пор применяют схему «родственник попал в беду». Они звонят жертве и рассказывают, что её близкий человек якобы устроил ДТП или столкнулся с другими неприятностями, и нуждается в финансовой поддержке.
«Потерпевшему не дают закончить разговор и положить телефонную трубку, постоянно держат на контакте, чтобы не дать возможности позвонить близкому человеку и убедиться в его безопасности. Находясь под воздействием обмана, жертвы передают денежные средства злоумышленникам различными способами (перевод на банковские счета, карты, номера телефонов, передача наличных курьеру)», — отметили в ведомстве.
По данным Министерства внутренних дел, нередко мошенники устраивают мнимые похищения людей, чтобы получить за них выкуп.
«Среди неординарных случаев обмана: мошенники заставляют граждан покинуть место проживания, прервать общение с родственниками, сменить телефон, скрыться в гостинице или съёмной квартире. В это время родственникам поступают сообщения с требованиями заплатить выкуп», — подчеркнули в ведомстве.
В некоторых случаях аферисты толкают своих жертв на уголовные преступления. Злоумышленники получают доступ к их банковским счетам и средствам, а затем убеждают принять участие в якобы следственных действиях.
«Потерпевшие, полагая, что они оказывают содействие правоохранительным органам в задержании причастных к преступлениям лиц, совершают по указанию звонящих им аферистов поджоги государственных учреждений или кредитных организаций», — уточнили в МВД.
По словам замначальника управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Евгения Артёмова, в борьбе с такими преступниками полиция учитывает, прежде всего, мошеннический повод, то есть, сам факт перечисления средств на «безопасный счёт». При этом сценарии, используемые преступниками, правоохранители рассматривают во вторую очередь.
В министерстве добавили, что за последние пять лет число подобных преступлений выросло на 43,6%. Изначально аферисты предпочитали звонить гражданам на мобильный телефон, однако в последнее время используют мессенджеры, что не позволяет операторам связи блокировать пропуск иностранного трафика.
Напомним, 13 февраля Банк России сообщил, что за минувший год граждане РФ отдали мошенникам 15,8 миллиарда рублей. В регуляторе пояснили, что атаки телефонных аферистов стали более адресными и подготовленными.