Перейти к основному содержанию

На уроках «разговоры о важном» школьники научатся составлять семейное древо

семейная история
© Roman Kraft, unsplash.com

Минпросвещения поддержало депутатскую инициативу о приобщении школьников к изучению истории своих семей на уроках «Разговоры о важном». Автор обращения, зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Занко сообщила на своей странице ВКонтакте, что методические предложения по теме будут направлены в министерство во второй половине весны. Таким образом, они могут попасть в учебный план на 2024/25 учебный год.

По словам Занко, глава Минпросвещения Сергей Кравцов предложил использовать для изучения семейных историй наработки проекта Волонтёров Победы «Моя история». В частности, детей будут учить навыкам составления семейного древа, работе с архивами и грамотному поиску информации о своих родственниках в интернете.

Предложение депутата, по сути, дополняет программу учебного предмета «Семьеведение», который изучается сегодня в рамках обществознания или факультативно. Его программа затрагивает в основном социальную, нравственную сущность семьи и брака, юридические аспекты семейных отношений. Знакомство с обстоятельствами жизни бабушек и дедушек могло бы удачно связать тему семейных ценностей с отечественной историей.

дед и внучка
© Tim Kilby, unsplash.com

«Разговоры о важном», как известно, проводятся классными руководителями во всех школах страны каждый понедельник первым уроком. Всего 36 уроков в течение учебного года. Если заслушивать и обсуждать по 2 семейных истории за один урок, то за 14 занятий можно узнать о жизни старших поколений всех учеников класса. Останется ещё 22 урока на все прочие темы.

Аудиторию проекта в основном составят представители так называемого поколения Альфа – дети 2010 года рождения и моложе. Термин прижился с подачи австралийского консалтингового агентства McCrindle Research. В 2008 году они предсказали скорую смену поколений. Последним на тот момент среди социологов и культурологов считалось поколение Z. Эта буква завершает английский алфавит, поэтому решили продолжить отсчёт поколений по-гречески. Начали, соответственно с «Альфы».

буква А
© Alexander Andrews, unsplash.com

Эти молодые люди имеют, пожалуй, по своим качествам наибольшие шансы наконец-то решить вечную проблему «отцов и детей» – с помощью своих дедушек и бабушек. Тех социологи называют бэби-бумерами. Родившиеся вскоре после окончания Второй мировой войны, они отличаются оптимизмом, стремлением к личностному росту, командным духом и чувством ответственности.

Их внуки, Альфы обладают набором схожих качеств.

«Технологии окружали этих детей с самого рождения. Тем не менее, Альфы не впали от них в такую зависимость как представители предыдущего поколения Z. Они уже научились защитить своё психическое благополучие от воздействия гаджетов. Кроме того, в отличие от людей Z [c 1997 по 2010 год рождения] их мотивирует не признание и известность, а достижение сугубо личных целей, как правило, в плане мастерства или влияния.

Как и более старшие люди Z представители поколения Альфа имеют довольно строгие моральные принципы, но они в отличие от Z не склонны скрывать свои взгляды и легко высказывают личное мнение по любому поводу» – считают исследователи аналитического агентства Razorfish.

«Альфы» получат от классного руководителя задание расспросить своих дедушек и бабушек об их юности, и это может оказаться весьма полезным разговором. Как для них самих, так и для сверстников, если семейная история будет обсуждаться на уроке. Отечественная история из первых рук в изложении любящих родственников – лучшая прививка от всевозможных фейков.