Перейти к основному содержанию

Найдено решение проблемы буллинга в российских школах

буллинг
© Road Ahead, unsplash.com

С мая по ноябрь 2023 года в школах России зафиксировано на 19,5% больше случаев агрессивного поведения и издевательств по отношению к несовершеннолетним со стороны их сверстников в сравнении с тем же периодом прошлого года. Зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова направила в Правительство РФ предложение по исправлению тревожной ситуации.

Она считает, что проблема усугубляется из-за нехватки педагогов-психологов в учебных учреждениях. Дефицит на сегодня составляет 55 тысяч человек, и его не смогут восполнить вузовские выпускники соответствующей специальности. Вывод: нужно передать функции школьных психологов классным руководителям.

«Предлагается расширение штата школьных педагогов-психологов за счёт внутренних ресурсов школы, а именно с помощью создания и внедрения в школы механизмов материальной мотивации повышать квалификацию классных руководителей до уровня педагога-психолога путём введения дополнительного ежемесячного вознаграждения» – говорится в обращении.

Сегодня за классное руководство школьные учителя получают ежемесячно по 5 тысяч рублей к зарплате. Тем из них, кто пройдёт аккредитацию педагога-психолога депутат предлагает доплачивать ещё столько же.

монетки
© Towfiqu Barbhuiya, unsplash.com

Минпросвещения в апреле 2023 года разработало норматив – на каждые 300 школьников должен приходиться один штатный психолог. Стандартной школе на 1100 мест потребуется как минимум 3 штатных единицы. В такой школе примерно 40 классов. Если классный руководитель каждого из них станет совмещать функции психолога, тогда они разделят между собой фонд оплаты труда по этим ставкам, 191 тысяча рублей в месяц до вычета подоходного налога (исходя из средней зарплаты учителя по Россату). Каждому достанется примерно та же сумма, которую предлагает Яна Лантратова. Так что дополнительного финансирования не понадобится.

Инициатива о возложении функций психолога на классных руководителей уже обсуждается в учительской среде весьма активно. Большинство учителей сходятся на том, что при существующей высокой нагрузке они станут совсем уже неподъёмной ношей. Особенно если вспомнить, что для овладения смежной профессией наверняка придётся серьёзно учиться. Не просто повышать квалификацию, а пройти профессиональное переобучение.

«Следует иметь в виду, что нельзя поручать работнику в должности учителя, исполняющего функции классного руководителя в школе, выполнение обязанностей, которые в соответствии с квалификационными справочниками или профстандартами составляют компетенцию педагога-психолога» – считают эксперты портала menobr.ru.

учитель у доски
© Thisisengineering Raeng, unsplash.com

Однако Едином квалификационном справочнике должностей руководителей и специалистов сферы образования имеется пункт 9. Он позволяет «лицам, не имеющим специальной подготовки или [требуемого] стажа работы, но обладающим достаточным практическим опытом и компетентностью» по рекомендации школьной аттестационной комиссии в порядке исключения работать, например, педагогами-психологами.

Заместитель директора одной из московских школ по информационно-коммуникационным технологиям предполагает, что, скорее всего на практике с классными руководителями будут заключать договоры о совмещении функций психолога, но предложат пройти переподготовку по программам дополнительного профессионального образования. Через 3-4 месяца уже можно будет получить нужный диплом и поместить его копию в личное дело.

Минобрнауки РФ установил минимально допустимый срок освоения программы переподготовки на позицию педагога-психолога в 250 часов. Как правило, такие курсы рассчитаны на 500 часов и более. Как известно, российский студент способен выучить китайский язык за ночь. Для опытного учителя 6 десятков ночей у компьютера за прохождением онлайн-курса – не проблема. Тем более что не нужно будет потом к психологу обращаться по поводу невроза от переутомления – новоиспечённые специалисты помогут себе самостоятельно.