Перейти к основному содержанию

Альфред Нордманн: мы не можем позволить себе прекратить сотрудничество с Россией по важнейшим вопросам мирового развития

Нордманн
© Марина Виноградова

Санкт-Петербургский горный университет посетил профессор Дармштадтского технического университета (Германия) Альфред Нордманн. В Петербург учёного привела инициатива о проведении в стенах старейшего в России технического вуза международной конференции по теме философского осмысления технического прогресса.

Идею уже поддержали ведущие учёные Университета Падуи (Италия), Университета Гронингена (Нидерланды), Университета Южной Каролины (США), Российской академии наук.

Глубокий подход Горного университета к подготовке инженеров, по словам профессора, ему, как президент-электу международного Общества философии и технологий (SPT) весьма близок. В частности, разработанный вузом курс «История и философия науки», нацеленный на формирование у студентов и аспирантов глубокого и системного понимания исследовательского процесса.

Герр Нордманн обсудил с ректором Горного университета профессором Владимиром Литвиненко актуальные направления совершенствования инженерного образования и значение философского подхода и фундаментальных знаний в становлении успешного исследователя в технической сфере.

Нордманн
© Марина Виноградова

В ходе визита он также осмотрел экспозицию Горного музея и обговорил перспективы совместного проведения ещё одной международной конференции – памяти выдающегося химика Германа Гесса. В период с 1832 по 1850 годы учёный был профессором Горного университета. Подобная конференция уже проводилась на базе Горного в 2002 году.

В интервью «Форпосту» Альфред Нордманн рассказал о причинах своего интереса к сотрудничеству с Горным университетом, высказал своё видение направления развития инженерного образования в мире и дал оценку усилиям вуза в этом направлении.

– До недавнего времени, когда были проведены Болонские реформы, немецкая система образования, особенно в инженерной сфере, имела очень четкую специфику. Немецкий «Диплом инженера» объединял академическую степень с узкоспециализированными практическими компонентами. В нем даже сохранились аспекты модели «мастер – ученик», которая до сих пор является краеугольным камнем неакадемического профессионального образования в Германии. В связи с этим не могли бы вы рассказать, как вы оцениваете реформу образования в России?

– Болонские реформы призваны предоставить студентам больше возможностей для выбора и позволить университетам отбирать наиболее подходящих выпускников со всего мира. В принципе, это, конечно, хорошо, когда инженеры все чаще работают в транснациональных проектах. В то же время существует реальная обеспокоенность тем, что Болонская система образования слишком поверхностна.

Также следует признать, что существует множество различных инженерных традиций, различных способов планирования, принятия решений и выполнения проектов. Поэтому имеет смысл вернуться к проверенным практикам, что не мешает и поэкспериментировать с новыми форматами. Особенно большое значение следует придать профессиональной практике, возможно, в виде смешанных моделей. В этом отношении за российскими реформами с большим интересом будут наблюдать не только немецкие инженеры.

Нордманн
© Марина Виноградова

Вы – профессор философии, специализирующийся в области техники и технологий, имеете опыт преподавания студентам машиностроительного факультета. Как вы оцениваете разработанную и внедренную в Горном университете методику подготовки научных кадров?

– Во время моего короткого визита на меня произвел особенно большое впечатление, прежде всего, комплексный подход в образовании, который предусматривает изучение истории горного дела и машиностроения. Это больше, чем просто гордость за свои традиции и знание того, откуда они родом.

В инженерном образовании понимание включает в себя не только теоретические выкладки, но и работу руками, а динамика систем никогда не бывает только виртуальной, но всегда основана на материальности. Чтобы «прочувствовать» поведение системы или процессов на промышленном предприятии, нужно не только владеть вербальным и математическим языком для выражения зависимостей между параметрами, но и иметь обширный опыт обратной связи при использовании этих параметров в физической модели. Поэтому весьма впечатляет, что студенты учатся и на механических моделях горных работ XIX века и одновременно с этим на современных мехатронных устройствах.

Нордманн
© Марина Виноградова

– Экономическое сотрудничество между Германией и Россией, как бы ни назывались наши страны, всегда было чрезвычайно эффективным, перспективным и взаимовыгодным. Каковы сегодня настроения в немецком обществе, бизнесе и научных кругах относительно перспектив возвращения этого сотрудничества в интенсивное русло? Что можно сделать, какие шаги помогут достичь успеха?

– В течение последних двух лет, к сожалению, отношения между нашими странами ужесточились и, похоже, не собираются смягчаться. Для немецкого общества очевидно, что не стоит воспринимать нынешнюю ситуацию как новую нормальность, в которой можно делать вид, что все идет как обычно. Философы, ученые и инженеры, конечно, не в силах напрямую повлиять на ход истории. Но мне было очень интересно узнать, что мы, ученые, можем сделать, и я привлекаю коллег к обсуждению этого вопроса.

С точки зрения науки и инженерии религиозные войны ушли в прошлое. Мы интерпретируем военные и политические конфликты не в терминах добра и зла или войны культур. Вместо этого мы видим конфликты интересов, вопросы легитимной и нелегитимной власти или альтернативные интерпретации фактов. Нам хотелось бы думать, что четкое описание конфликта уже указывает на пути к переговорам и компромиссу.

Конечно, наши трезвые оценки не всегда согласуются с реальностью, где все бурно обсуждается, а разногласия становятся все более глубокими. Тем не менее, встречаясь для общения и сотрудничества, ученые и инженеры показывают, что мы, несомненно, можем решать проблемы вместе и продуктивно сотрудничать. И если это само по себе не изменит ход истории, то вселяет в нас уверенность в том, что мирное будущее возможно и что мы не утратили способность к добросовестному взаимодействию.

Кроме того, мы не устаем подчеркивать, что проблемы устойчивого развития, изменения климата, биоразнообразия, бедности и справедливости выходят за рамки национальных границ и требуют глобальных ответных мер. Мы не можем позволить себе прекратить общение и сотрудничество по этим насущным вопросам. Признание того, что мы взаимно зависим друг от друга в области ресурсов, технологий и глобальной политики, не означает ничего плохого. И в будущем, как и в прошлом, это осознание является мощным стимулом для поддержания мирного сотрудничества.

Нордманн
© Марина Виноградова

– Преподаватели и исследователи в области горного дела часто работают с демонстрационными и учебными моделями. Одни из них показывают атомную, молекулярную, кристаллическую или тектоническую структуру, другие позволяют получить наглядное представление о работе, например, металлургических и горных предприятий. Вы инициировали проведение в Горном университете международной конференции на эту тему, чтобы привлечь внимание к роли моделей в становлении ученого. Почему вы и другие инициаторы рассматриваете именно старейший технический университет России в качестве места проведения конференции?

– В течение очень долгого времени многие историки и философы науки в западной традиции пренебрегали инженерным делом. Они считали науку в первую очередь делом умозрительным и изучали научный вклад в историю идей и в то, как мы думаем о мире. В последние несколько десятилетий ситуация постепенно меняется, и все большее признание получают не только теоретические, но и технические знания.

Модели играют большую роль в этом расширении перспектив, поскольку, как и теории, они помогают нам представить и описать мир, но при этом являются материальными вещами, которыми одновременно можно пользоваться как играючи, так и серьезно. Поэтому проведение конференции в Санкт-Петербургском горном университете возможно совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом кажется вполне уместным. И не только потому, что в Горном музее при университете собрана впечатляющая коллекция моделей. Хорошие коллекции есть и в других университетах. Особенность этой коллекции в том, что даже исторические модели являются частью активных исследований и преподавания. Это помогает нам лучше их понять, а наша встреча здесь может способствовать более широкому философскому осмыслению науки и техники.

Нордманн
© Марина Виноградова

Нынешние политические разногласия не должны мешать нам планировать конференции очевидной важности в ходе наших международных дискуссий. Но, конечно, никто не знает наверняка, сможет ли конференция состояться так, как запланировано. Возможно, ее придется отложить. Как и во времена пандемии Ковида, все это примут и поймут.

В нынешней ситуации все, что мы, академики, можем сказать, это следующее: Мы будем готовы, когда мир будет готов. Когда условия будут подходящими, мы хотим быть одними из первых, кто снова начнет полноценно сотрудничать и проводить исследования в едином для всех стремлении к открытиям и изобретениям.

Герман Гесс – русский учёный-химик и минералог, академик Санкт-Петербургской академии наук (1830). Известен как один из основоположников термохимии. Открыл и затем определил (в 1830—1834 годах) состав четырёх новых минералов — фольбортита, вертита, гидроборацита и уваровита.

Гессе
Историки естественных наук ставят Германа Гесса в один ряд с Ломоносовым и Мендлеевым, именуя его одним из крупнейших российских химиков. Почему же многие из его работ публиковались на французском и немецком языках, а на русский – были переведены лишь спустя десятилетия?