
Алгоритм формирования у детей первых-четвёртых классов средней школы исследовательского мышления предложил эксперт Института содержания, методов и технологий образования Московского городского педагогического университета Алексей Юшков.
По его мнению, все научные открытия начинаются с удивления, поэтому учителю нужно выяснить, что удивляет школьника в окружающем мире (1 шаг). Затем вывести из этого вопрос (2 шаг), но не отвечать на него, а предложить понаблюдать за интересующим явлением (3 шаг). После дать ребёнку время на обдумывание и подготовку собственных гипотез (4 шаг) и только потом предложить помощь в их подтверждении или опровержении (5 шаг).
Юшков, например, предлагает свой метод для раскрытия тайны устойчивости улитки на вертикальной стене. Многие в детстве пытались взять моллюска за раковину и удивлялись, что он с трудом отрывается от любой поверхности.
Ответ «Форпост» обнаружил в сборнике задач по физике за 7-й класс: подошва улитки действует по принципу присоски, при попытке оторвать её возникает область пониженного давления между улиткой и стеной, а снаружи давит атмосфера и мешает ребенку взять животное в руки.
Атмосферное давление в 1-4 классах ещё не изучается, но при грамотном подходе можно подвести детей к верному ответу с экспериментальной стороны. Как правило, после внимательного наблюдения школьнику приходит в голову мысль об устойчивости улитки из-за выделяемой ею слизи. Однако оказывается, что её клеящие свойства не так уж и велики. К тому же очевидно, что если ты приклеиваешься к дороге, тебе сложно передвигаться.
Продираясь сквозь эти предположения и противоречия, школьник имеет шанс выйти к успешному финалу с большой пользой для развития своих исследовательских навыков.
В программе уроков «Окружающий мир» для 1-4 классов имеется исследовательская компонента. По окончании начальной школы нужно уметь совершать «базовые логические и исследовательские действия»: моделировать строение почвы или движение реки, конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения. Правда, приведенные в документе описания этих действий почти не оставляют места настоящему полевому эксперименту.
Зато раздел «работа с информацией» очерчен вполне конкретно и, судя по отзывам родителей, именно поиску готовых ответов, а не исследованиям, посвящена львиная доля программы. Взрослым уже набили оскомину так называемые проекты – бесконечный копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) из интернета. Вот отзыв одной из наших читательниц:
«Окружающий мир – это предмет, который очень любят дети и ненавидят родители. Все они хорошо знают, что такое доклад или презентация с использованием дополнительных источников информации.
Например, ребёнок получил задание перечислить и дать описание диких животных Северо-Кавказского региона. Значит, родителям пора открывать поисковики Гугл или Яндекс, переводить информацию в нужный формат, а сын или дочь в лучшем случае прочтут готовый текст или помогут сопроводить его рисунками».
Даже если школьник будет основным участником процесса переноса готовых ответов на вопросы «Окружающего мира» в свою тетрадь или компьютерный файл, суть процесса не изменится. Ни удивлению, ни построению гипотез, ни критическому мышлению здесь места нет.