Перейти к основному содержанию

В Санкт-Петербургском горном университете обсудили механизм повышения эффективности интеграции школ, вузов и производства

семинар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Владимир Путин в ходе своего обращения к Федеральному собранию уделил особое внимание вопросам развития науки и образования, а также подчеркнул необходимость дополнительных мер, нацеленных на то, чтобы «сегодняшние подростки стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике ХХI века».

«На это направим новый национальный проект «Кадры». Много, безусловно, об этом говорим, но нужно на деле укрепить связку всех уровней образования от школы до вуза. Они должны работать в единой логике, на общий результат. Конечно, здесь важно участие будущих работодателей. С нынешнего учебного года во всех школах страны развёрнута система профориентации. Ребята, начиная с 6-го класса, могут познакомиться с разными специальностями», - подчеркнул Президент России.

По стечению обстоятельств в тот же день в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II стартовал Всероссийский семинар «Новые подходы к среднему образованию в интересах формирования технологического лидерства страны», куда съехались более 200 директоров школ, гимназий и лицеев из 60-ти регионов России. Центральной темой форума стал именно поиск путей, нацеленных на рост эффективности взаимодействия систем среднего и высшего образования. По мнению участников, совместная работа в этом направления должна запустить в действие механизм, который позволит нивелировать проблему кадрового дефицита в реальном секторе экономики.

семинар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Как выяснил «Форпост», интерес к теме интеграции всех уровней образования попросту колоссален. Так что дополнительной мотивации здесь не требуется. Основная задача – объединить усилия всех сторон и выработать единое руководство к действию. Именно эту цель и преследовала дискуссия, которая состоялась после церемонии открытия семинара.

Советник Губернатора Ульяновской области по технологическому развитию Вадим Павлов отметил, что на протяжении нескольких лет он является куратором олимпиады школьников «Гранит науки», которая проводится по инициативе Горного университета. Первый этап отбора в регионах проходит дистанционно, и это, по мнению выступающего, является очевидным препятствием на пути к созданию связующих звеньев между школой, высшим учебным заведением и предприятием.

семинар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Мы хотим выступить с инициативой, чтобы школьники Ульяновской области участвовали в олимпиаде Горного университета не онлайн, а непосредственно в стенах университета. Ведь у них из-за череды интеллектуальных поединков, проводимых в виртуальном пространстве, не складывается чёткого представления о том, каков уровень того или иного вуза, а значит, он и понимания, куда он реально хотел бы поступить», - предложил Вадим Павлов.

Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко полностью согласился с этой идеей. Однако отметил, что для её претворения в жизнь, необходимо создать команду единомышленников, в которую вошёл бы, в том числе, губернатор области.

семинар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Мне однажды рассказывали о такой проблеме: руководитель одного из российских регионов запретил своим ребятам участвовать в нашем конкурсе «Лидер школы» с формулировкой, что они должны учиться в местных вузах, а не Петербурге. Но, надеюсь, что это единичный случай, потому что лучшие должны учиться у лучших, а затем уже возвращаться в родные пенаты для того, чтобы приносить максимальную пользу своей малой Родине. В том случае, конечно, если там будут созданы для этого условия», - отметил Владимир Литвиненко

Он также рассказал, что в прошлом году по результатам «Гранита науки» в Горный университет поступили более 50 человек. И подробно остановился на планах развития этой олимпиады.

«Лауреаты подобных состязаний зачастую гораздо более мотивированы к учёбе, чем те молодые люди, которые поступают на общих основаниях. Однако последние из-за более высоких баллов ЕГЭ, не являющихся объективным критерием, получают при поступлении преимущество. Конечно, мы бы хотели, чтобы право отсева абитуриентов было за самим Горным университетом. В этом случае мы могли бы повысить уровень первокурсников и, как следствие, своих выпускников», - рассказал ректор.

Директор лицея № 533 образовательного комплекса «Малая Охта» Майя Кунц адресовала свой вопрос главе комитета по науке и высшему образованию Петербурга Андрею Максимову. Она попросила уточнить, каким образом выстраиваются контакты между высшей и средней школой на уровне города.

семинар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«У нас есть замечательный проект для 10-х классов «Театральный урок в Мариинском театре». Быть может, для детей, планирующих пойти на техническую специальность, можно было бы сделать нечто подобное? Ведь каждое образовательное учреждение сотрудничает с каким-то вузом. Нельзя ли масштабировать такую программу на уровне всего города?», - обратилась к руководителю Комитета Майя Кунц.

Андрей Максимов заверил, что он открыт для любых предложений и находится в постоянном контакте с комитетом по образованию. Что касается популяризации технических профессий среди подростков, то в Петербурге, по инициативе КНВШ, например, проводится конкурс по инженерным направлениям среди старшеклассников. Его результаты учитываются при поступлении в вуз.

семинар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

На форуме присутствовали и представители новых регионов. Так, заместитель директора специализированной физико-математической школы №17 Донецка Екатерина Строкань, обращаясь к ректору Горного, спросила о перспективах открытия в столице Донбасса инженерных классов под патронажем петербургского вуза. На её взгляд, это было бы актуально с учётом, того, что сегодня он курирует Донецкий технический университет.

семинар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Действительно, мы помогаем нашим коллегам из ДНР и ЛНР, делаем это по поручению Президента. Поддерживаем их во всём: от закупки мебели и переподготовки педагогических кадров до содействия в строительстве новой вузовской инфраструктуры. У нас также обучаются студенты, которые находятся на балансе технических университетов Республик. Год ребята занимаются по нашей программе, а потом возвращаются домой. Горный также принимает участие в масштабной работе по строительству нового учебного корпуса в Донецке. Он будет возведён с учётом всех современных стандартов и требований. На реализацию потребуется порядка 15 млрд рублей или даже больше. Это не бюджетные деньги. Президент России дал поручение всесторонне помогать, мы помогаем», - рассказал Владимир Литвиненко.

На церемонии открытия семинара присутствовал экс-главный конструктор обоих «Северных потоков» Сергей Сердюков. Сегодня он является представителем ректора Санкт-Петербургского горного университета, но, по-прежнему, прекрасно осведомлён о реальной ситуации на рынке труда.

семинар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Сегодня на российских предприятиях наблюдается дефицит кадров примерно по 50 различным профессиям. В этой связи, конечно, необходимо активизировать работу по популяризации инженерного образования. Сделать всё для того, чтобы молодые люди шли в технические вузы, становились инженерами и содействовали экономическому росту России», - подчеркнул Сергей Сердюков.

В рамках семинара обсуждались не только перспективы интеграции средней и высшей школы, но также их связка с реальным производством и научными организациями. Об одном из примеров такого взаимодействия рассказал представитель компании «Газпром ВНИИГАЗ» Алексей Величко. Он акцентировал внимание присутствующих на том, что сегодня академическая наука, высшие учебные заведения и промышленность зачастую «существует в параллельных измерениях». Тем более ценным, по его мнению, представляется проект, инициированный его руководством и ректором Владимиром Литвиненко.

семинар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Суть идеи сводится к тому, чтобы создать интегрированную научно-образовательную площадку на базе Горного университета под решение конкретных задач. В том числе под проведение производственной практики, привязанной к реализации определённых проектов, что повысит её ценность и для студентов, и для нас. Мы получим возможность отбирать лучших ребят и привлекать их затем к работе на возмездной основе, а они, в свою очередь, повысят свою конкурентоспособность и станут более востребованными, как на рынке в целом, так и в наших глазах», - рассказал Алексей Величко.

Результаты Всероссийского семинара «Новые подходы к среднему образованию в интересах формирования технологического лидерства страны» Форпост подведёт в понедельник, 4 марта.

актовый зал
Они собрались для того, чтобы обсудить пути интеграции среднего и высшего образования