
Субсидии для оплаты посещения художественных выставок, театров, кино, музеев, концертов и экскурсий депутат Госдумы Владимир Кошелев предложил выдавать детям от семи лет. Сегодня «Пушкинская карта» доступна для 14-22-летних.
По мнению парламентария, младшие школьники тоже тянутся к культуре, и льготные 5 тысяч рублей в год будут им очень полезны. На первых порах предлагается подключить к проекту детей из многодетных и малообеспеченных семей, а впоследствии сдвинуть пороговый возраст для всех.
Идея субсидирования культурного досуга молодёжи на специальные дебетовые карты с ограниченным целевым назначением впервые была реализована в Италии в 2016 году. Их государственная программа Bonus Cultura предполагает ежегодные выплаты по 500 евро, начиная с совершеннолетия и до 25 лет.
«Я пойду на концерт Джей Би — Джастина Бибера!» – этот крик радости Даниэле Монтанья, одного из первых получателей субсидии, разлетелся по всем 1000 радиостанциям NPR (Национального общественного радио по всему миру).
Ещё бы, правительство сделало парню лучший подарок на совершеннолетие. Упомянутый канадский сонграйтер и исполнитель песен в манере современной афроамериканской музыки очень популярен. Например, в Бангкоке билеты на его концерт в рамках азиатского турне 2022 года официально стоили от 73 до 482 долларов США, но их было не найти. Фанатам приходилось обращаться к перекупщикам, у которых самый дешевый 80-долларовый билет стоил как раз около полутысячи.
Культурная ценность творчества Джастина Бибера – вопрос спорный. По крайней мере, его альбомов нет в списке лучших пластинок всех времён и народов от журнала «Роллинг стоун».
В соседней с Италией стране «Свободы, Равенства и Братства», раздача культурных карт привела к взрывному росту продаж японских комиксов, так называемой манги. После Второй мировой войны этот не самый интеллектуальный сплав западной поп-культуры с восточными традициями стал стремительно набирать популярность по всему миру. Его критикуют за повышенное внимание к насилию и эротике и насаждение в молодежной среде «плоских» стереотипов.
Вряд ли Франция стремилась к тому, чтобы на её территории за 6 месяцев 2021 года было продано более полутора миллионов экземпляров различных изданий манги с помощью целевых государственных субсидий.
По российской «Пушкинской карте» на Бибера не сходишь. Список площадок и музыкантов составляется Министерством культуры РФ, и в основном это академическое искусство. Тот же подход и к кинофильмам: деньги по карте можно использовать только на ленты, созданные при поддержке министерства. А книги вообще не входят в перечень допустимого использования денег с карты.
Россия смогла выстроить барьер против культурной профанации, но зато столкнулась с проблемами другого рода, не менее досадными.
«Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие, без которого ничего не произведёшь, кроме эпиграмм на Каченовского» – эти строки Пушкина из письма к Плетнёву 31 августа 1830 года размещены на сайте проекта, как эпиграф.
Для многих они наполнены грустной иронией – у сегодняшних школьников в глубинке достаточно времени для культурных занятий, и спрос на них существует, а вот с предложением сложно.
Первый в алфавитном списке регионов РФ – Алтайский край, райцентр город Алейск. Согласно сайту проекта в этом городе по «Пушкинской карте» можно купить билеты только на 3 кинофильма: «В Арктику», «Лёд 3» и «Командир». Ни выставок, ни концертов нет, а условия карты позволяют потратить на кино не более 2000 рублей из пяти. Что делать с оставшейся частью федерального подарка?
А районному отделу образования (не Алейскому конкретно, а гипотетически) нужны показатели отчётности – деньги «Пушкинской карты» должны быть использованы до копейки. Иначе бюджетные ассигнования сгорят, подведомственные организации Минкультуры не выполнят план по сборам, а само министерство окажется в черном списке главных распорядителей бюджетных средств, не сумевших освоить бюджетные назначения.
Дальнейший сценарий ясен – школе придётся добиваться у местной власти автобусов для подвоза детей к местам культурного отдыха. Или схитрить. Учитель истории и профсоюзный активист Дмитрий Казаков на своей странице ВК описал, каким образом это обычно делается:
«Покупаем билеты где угодно, например, в любом крупном городе, где можно что-то купить по пушкинской карте, и на само мероприятие можно не идти. Да и как пойти, если ты купил билет в театр, а театр от тебя в нескольких сотнях километров. Естественно вся ответственность возложена на классных руководителей, если что, начальство не причем, официального приказа никто не издавал. А если сможешь все провести правильно [добиться 100% использования денег с «Пушкинских карт] тебе будет премия».
А оркестранты в областной филармонии выйдут выступать перед полупустым залом. У входа толпа меломанов, которые хотят найти билет, но всё уже раскуплено через интернет по «Пушкинской карте». Приобретено и не востребовано.