Перейти к основному содержанию

В Санкт-Петербургском горном университете подвели итоги Всероссийского конкурса научно-технических проектов «Большие вызовы»

большие вызовы
© Форпост Северо-Запад / Марина Виноградова/ мастер-класс по химии для участников конкурса

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II стал площадкой для проведения конкурса научно-технических работ «Большие вызовы» среди талантливых школьников Ленинградской области. Как пояснили в руководстве вуза, это событие - часть глобального проекта по интеграции систем высшего и среднего образования.

большие вызовы
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Не секрет, что сегодня дефицит квалифицированных кадров на производстве достиг критического значения и одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед нашим обществом, является его минимизация за счёт воспитания нового поколения компетентных инженеров. Решение этой задачи, безусловно, зависит от множества факторов. В том числе, от уровня абитуриентов, поступающих в технические университеты, их мотивации, трудолюбия и усердия.

В теории все претенденты на бюджетные места должны обладать этими качествами. Но на практике школьники с каждым годом всё менее охотно сдают ЕГЭ по физике и химии, отдавая предпочтение гуманитарным дисциплинам. То есть изначально лишают себя возможности стать инженерами. А это, само собой, снижает уровень конкуренции, которая, как известно, является двигателем прогресса.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

«Санкт-Петербургский горный университет не случайно стал площадкой для проведения этого конкурса. Не секрет, что сегодня мы реализуем пилотный проект по совершенствованию системы подготовки кадров для реального сектора отечественной экономики, который был инициирован Президентом Владимиром Путиным. Его неотъемлемой составной частью является усиление интеграции высших и средних учебных заведений, ведь абитуриенты не берутся «из воздуха», они приходят к нам именно из школ. И, конечно, мы должны мотивировать наиболее одарённых учеников, начиная ещё с тринадцати-четырнадцати лет, к поступлению именно в технические вузы, поскольку Россия сегодня остро нуждается, прежде всего, в молодых, талантливых инженерах. Тех ребятах, которые будут готовы работать на производстве, строить свою карьерную траекторию, исходя не только из личных, но также из государственных интересов», — подчеркнул ректор Горного университета Владимир Литвиненко.

Он выразил уверенность в том, что многие финалисты конкурса научных работ «Большие вызовы», а в их число вошли 60 учеников 8 - 11 классов, в будущем поступят именно в первый технический вуз страны и станут непосредственными участниками процесса модернизации высшей школы. Сами ребята подтвердили, что инфраструктура Горного университета произвела на них «неизгладимое впечатление», поэтому перспектива получить высшее образование именно здесь выглядит «весьма заманчиво».

большие вызовы
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«В будущем я хотел бы продолжить заниматься наукой. Поэтому, конечно, было бы здорово поступить в Горный университет, учитывая уровень оснащения его лабораторий и аудиторий. Всё оборудование, это видно невооружённым взглядом, очень дорогое и уникальное. Знаю, что сюда можно попасть по конкурсу «Лидер школы», который даёт право гарантированного зачисления за месяц до окончания приёмной кампании. Собираюсь в нём участвовать», — поделился планами 11-классник Андрей Шаронов из Центра образования «Кудрово».

Он создал собственную производственную линию по переработке пластика в филамент. По замыслу молодого человека, в числе потребителей изделий, созданных на 3D принтере из их же собственных отходов, могут быть школы, вузы, лаборатории, другие малые предприятия и организации. Себестоимость печати, как заверяет автор, будет сравнительно дешёвой, что сделает установку доступной для учреждений с небольшим бюджетом. Впрочем, преследовал школьник и более высокую цель — сократить объём выбросов в окружающую среду материала, который разлагается около 700 лет, то есть оказывает крайне негативное влияние на природу.

«Идея такой установки не нова, однако моя модель отличается от других высокой скоростью выработки филамента и своей вариативностью. Например, на ней можно использовать любой вид пластика и настраивать толщину нити. Линия полностью окупается за 160 часов работы», — уточнил Андрей.

В целом изыскания участников конкурса охватывали самые разнообразные области: и беспилотный транспорт, и искусственный интеллект, и нанотехнологии и многое другое. Но больше всего экспертное жюри впечатлил проект девятиклассницы Таисии Лещининой из школы №2 имени героя России Андрея Воскресенского в Сосновом Бору, которая и стала победительницей конкурса. Девушка второй год работает над исследованием влияния щавелевой кислоты на клеща варроа. Паразит является возбудителем опасных заболеваний мёдоносных пчёл и переносчиком различных инфекций. Учёные всего мира находятся в поиске наиболее эффективных способов борьбы с ним.

большие вызовы
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Я с детства на пасеке, участвую в откачке мёда и осмотре ульев. Мой папа — пчеловод-любитель. И он часто приговаривает, как же губителен клещ варроа для пчёл. Мне стало интересно, что может помочь сохранить их жизни. Потому я и взялась за исследование, которое называется «Воздействия акарицидного препарата на клеща варроа после обработки улья». Я изучаю, как щавелевая кислота влияет на этого паразита. У пораженной варроа пчелы масса жирового тела снижается на 7%, а это губительно сказывается на жизни всей колонии. Клещ также является носителем вируса деформированного крыла. От этого пчела теряет способность к полёту. И в целом, инфицирование может загубить целую колонию», — рассказала Таисия, которая планирует стать биотехнологом.

Студент 3-го курса Горного университета Артём Смирнов, будучи школьником, также участвовал во Всероссийском конкурсе научно-технических проектов «Большие вызовы», который и прежде проходил на площадке петербургского вуза. Знакомство с этим высшим учебным заведением помогло юноше сформировать чёткое видение своих карьерных перспектив.

большие вызовы
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«У школьников 8-11 классов, на самом деле, есть большой интерес к самостоятельному изучению окружающего мира. Подобные конкурсы помогают детям раскрыть свой потенциал, обостряют у них навыки наблюдения за явлениями в природе и социуме, развивают навыки публичных выступлений, способность к логическому мышлению. Причём, вне зависимости от результатов, даже в том случае, если ты не занимаешь призовых мест, участие в таких событиях становится огромным подспорьем к будущим успехам», — полагает Артём Смирнов.

Отметим, что в роли организатора конкурса «Большие вызовы» вместе с Санкт-Петербургским горным университетом выступил Центр развития творчества одаренных детей «Интеллект». Его представители рассказали, что лауреаты этого состязания летом отправятся в образовательный центр «Сириус», где будут заниматься наукой.

большие вызовы
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов