Перейти к основному содержанию

Как экс-лженаука кибернетика может улучшить качество школьного образования

коуч
© Thisisengineering Raeng, unsplash.com

Школы сегодня всё чаще включают в штат тьюторов. Это наставники, которые помогают детям ставить перед собой образовательные цели и двигаться к их достижению. Учителя из-за перегруженности, как правило, не могут уделить ученикам достаточно внимания. На обратную связь времени не остаётся. Чаще всего она сводится к выставлению оценки или в лучшем случае скупому комментарию после неудачного ответа у доски.

В профессиональном стандарте для педагогов такая обязанность прямо не прописана. Сказано лишь об «определении совместно с обучающимся, его родителями и другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист) зоны его ближайшего развития».

«Готовься к ВПР [всероссийская проверочная работа]. Напишешь хорошо – возможно вытянешь на четвёрку в четверти» – примерно в таких наставлениях указанная выше мудрость выражается на практике.

А дети, как показывают опросы, ждут полноценной обратной связи, и именно от предметников.

В марте 2020 года для российских школьников 14-18 лет из 56 регионов был проведён опрос на обозначенную тему. Выяснилось, что 76% респондентов хотели бы получать от учителя развёрнутый комментарий по поводу своих знаний по тому или иному предмету. Оставшиеся 25% ответили, что им достаточно отметки по пятибалльной шкале.

школа
© Taylor Flowe, unsplash.com

Как сказали бы юристы, в пользу полноценной обратной связи высказалось квалифицированное большинство участников опроса. В акционерном обществе они бы получили полный контроль над принимаемыми решениями и добились желаемого от учителей. В существующей школьной системе их голос остаётся благим пожеланием. Хотя известная педагогическая парадигма гласит: «Не оценивай обучение. Оценивай для обучения», то есть указывай путь совершенствования, зажигай «свет в конце тоннеля».

«Учитель мотивирует ученика к поиску ответа на три главных вопроса: к какой цели я иду, как обстоят мои дела на этом пути и куда двигаться дальше» – так определяет профессор Мельбурнского научно-исследовательского института образования Джон Хэтти идеальную обратную связь.

Это понятие (от английского feedback) является весьма важным не только в педагогике, но и в менеджменте. Хотя его автор по своему образованию не имеет отношения ни к социальным наукам, ни к гуманитарным. Винер Норберт – математик из Гарварда. Он создал науку кибернетику, в которой выведены общие принципы работы с информацией в сложных управляющих системах. Неважно, идёт ли речь о механизме, организме или человеческом сообществе.

Для бизнес-процессов развивающая обратная связь стала чётко формализованной аксиомой. Вот алгоритм так называемого митинга (также от английского meeting – встреча) руководителя тет-а-тет с сотрудником:

  • определить цель разговора и заранее сообщить о ней собеседнику;
  • начать общение с позитивных моментов его работы;
  • сообщить о задаче или проблеме, которую нужно решить и узнать мнение сотрудника об этом;
  • высказать своё видение, объяснить важность задачи или проблемы, указать на возможные последствия бездействия;
  • предложить сотруднику самому разработать план действий и предложить помощь в его подготовке, если понадобится.
переговоры
© Mediensturmer, unsplash.com

Выражаясь кибернетическим языком, любая сложная система, в том числе и человеческая психика, подобна «черному ящику»: снаружи видны лишь входные и выходные сигналы. Внутреннее устройство всегда «туманно», но оптимальная взаимосвязь между обратной связью от учителя и отличными знаниями ученика уже найдена. Остаётся лишь включить механизм.

Эксперты практически единодушны в понимании необходимых шагов к тому чтобы система заработала в правильном направлении. Нужно дать учителю время (избавить от необходимости переработки) и снять с него непроизводительные затраты (ещё один термин из менеджмента), такие как, например, избыточная отчётность.

Тогда он сможет заниматься своим прямым делом – образованием, то есть «целенаправленным процессом воспитания и обучения, являющимся общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства» (статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»).