
Сейчас уже очевидно, что после окончания Холодной войны мир вступил в глобальную трансформацию. Ее значение и смысл понимались по-разному. Западные элиты исходили из того, что глобализация обеспечит автоматическое расширение сферы их контроля и доминирования за счет поглощения «советского наследства», за которое даже не пришлось воевать. Многого не понимали и мы, предаваясь конвергенционным иллюзиям, мыслили о том, что мы «встроимся» в Запад, в котором произойдёт радикальная позитивная трансформация.
Но произошло иное, и об этом пишут западные политологи. Происходит тоталитарная мутация Запада, особенно на примере Америки при нынешней администрации демократов. Именно так британский философ Джон Грей расценивает ситуацию в своей последней книге «Новые левиафаны: мысли после либерализма». Он утверждает, что предупреждения Федора Достоевского в его «Бесах», адресованные нашим нигилистам, имеют всеобщее значение, то есть актуальны и для Запада.
В итоге мы сталкиваемся с качественно новой международной ситуацией, ключевым событием которой является геополитический кризис в отношениях между Западом и Россией. Он долго вызревал и вступил в стадию обострения после отказа Запада дать гарантии безопасности России в связи с продвижением НАТО на Восток, включая постсоветское пространство, в ответ на российские предложения от 15 декабря 2021 года. Москва была вынуждена принять решение о начале Специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.
Россия действовала в одностороннем порядке в ответ на односторонние действия Запада, что указывает на системный сбой в функционировании послевоенного международного правопорядка с центральной ролью ООН и ее Совета Безопасности. Заложенный в Уставе ООН принцип единогласия постоянных членов Совета, представленных ядерными державами, был задуман как механизм, побуждающий ведущие государства мира договариваться между собой по вопросам поддержания мира и международной безопасности. Более того, в западных столицах заговорили о неком «порядке, основанном на правилах». На деле же он обнуляет сложившийся международно-правовой порядок, представленный сводом универсальных инструментов, заключенных мировым сообществом коллективно и потому открытых и возлагающих на государства равные права и обязательства.
Таким образом, можно судить о кризисе всего послевоенного миропорядка, который изначально предполагал множественность центров силы, что теперь принято называть многополярностью. Пусть худо-бедно, с ограничениями, обусловленными биполярной идеологической конфронтацией, этот порядок действовал в эпоху Холодной войны, не допуская скатывания в очередную «большую войну» в Европе и в третью мировую. Теперь, к сожалению, таких гарантий нет, и, как признают многие западные политики и политологи, «немыслимое прежде» становится возможным.
Мир подошел к опасной черте. Суть происходящего определяет стремление Запада сохранить во что бы то ни стало свою глобальную гегемонию, которая превратилась для западных элит в способ существования. Это 500-летнее доминирование западной цивилизации, ее системы ценностей и модели развития изжило себя и превратилось в тормоз мирового развития. Так, уже не одно десятилетие совокупный дефицит текущего счета платежного баланса и федерального бюджета США составляет порядка 10% ВВП, а это свыше 2 триллионов долларов на данный момент. Эти колоссальные средства идут на потребление Америки и одновременно изымаются из глобального инвестиционного оборота, где могли бы пойти на решение общих проблем человечества и на нужды развития развивающихся государств, как правило, представленных бывшими колониями и зависимыми территориями практически всех западных государств. После деколонизации они стали объектом неоколониальной эксплуатации бывшими метрополиями.
У Запада не осталось никаких оснований претендовать на роль поставщика «международных общественных благ», будь то условия торговли, контролируемая им в своих интересах валютно-финансовая система, включая использование доллара как оружия в «гибридной войне» против России, или безопасность в ее традиционном военно-политическом прочтении.
И это в условиях взаимозависимости в глобальном сообществе, резко возросшей не только в силу технологической и иной глобализации, но и по причине появления общих вызовов и угроз, таких как изменение климата и международный терроризм. Они поддаются решению лишь коллективными усилиями всех государств, независимо от их размера или геополитического статуса.
На теоретическом и стратегическом уровнях новая ситуация в мире проанализирована в утвержденной Президентом Владимиром Путиным 31 марта 2023 года Концепции внешней политики России и других документах государственного стратегического планирования. Они восполняют в том числе существенные пробелы когнитивного порядка, оставшиеся в наследие от советского периода нашей политической науки и длительного последующего исторического периода европо-/западноцентризма, как это принято называть, нашей официальной политической мысли, восходящего к Петровской модернизации. Во Внешнеполитической концепция впервые за 300 лет Россия определена как «самобытное государство-цивилизация», что вносит ясность не только в наше культурно-цивилизационное самоопределение, но и международное позиционирование на стороне незападного Мирового большинства в противодействии ускользающему «однополярному моменту» глобальной политики.
При этом важно подчеркнуть, что мы не отвергаем свое европейское наследие. В Концепции недвусмысленно говорится о «глубоких исторических связях с традиционной европейской культурой», что отнюдь не то же, что западная цивилизация или романо-германская Европа. Еще Достоевский писал о «камнях и покойниках», которые «нам дороже, чем им самим» («Подросток»). Примечательно и, наверное, закономерно то, что на Западе «отменяют» русскую культуру – наследницу всего лучшего в европейской.
Собственно, адекватное осмысление текущей геополитической ситуации, ее истоков и перспектив дальнейшей эволюции невозможно без введения в оборот категорий культурно-цивилизационного анализа, полного восстановления связи времен и исторической преемственности по отношению к отечественной общественно-политической и философской мысли. Включая наследие Фёдора Тютчева, Николая Данилевского, Константина Леонтьева, Николая Бердяева, Александра Солженицына, евразийцев и многих других. Их идеи востребованы, как никогда, в том числе в анализе системного кризиса западного общества и самого либерализма. Возросшую актуальность обретают пророчества Фёдора Достоевского, а также труды Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби и Сэмюэла Хантингтона, указывающие на обусловленность политики элит культурно-цивилизационными факторами. На первый план в мировой политике выходят вопросы идентичности и связанные с ними темы судеб и исторического призвания народов.
Все это позволяет говорить о том, что на смену переходной биполярности Запад – Мировое большинство грядет многополярность, отражающая и выражающая культурно-цивилизационное многообразие мира, равенство различных систем ценностей и моделей развития, укорененных в культуре и истории народов. Это - его естественное состояние, которое подавлялось Западом на протяжении веков. Предстоит трансформация Запада в одну из нескольких цивилизаций, а Северной Атлантики - в регион в ряду других.
Прежде чем единство мирового сообщества будет воссоздано, надо ожидать бурную регионализацию, что уже происходит в Евразии и Восточной Азии, в Африке и Латинской Америке, где все нацелено ответить на вызовы развития. И в мире в его новом обличии речь уже будет идти не о диалоге цивилизаций, а об их сотрудничестве на основе равноправия и взаимного уважения, включая отказ Запада от унификаторства и интервенционизма. Формат БРИКС служит прообразом такого взаимодействия культур и цивилизаций.
В отношении России Запад сделал осознанный выбор в пользу ее «сдерживания» и подавления, хотя грубо просчитался, как это не раз бывало в истории. После таких испытаний Россия сосредотачивалась и становилась сильнее. Затяжной конфликт на Украине превратился в подлинно историческое выяснение непростых восьмивековых отношений между Россией и Западом с множественными последствиями. По своему значению они схожи с последствиями мировых войн - с кардинальным изменением баланса сил и переформатированием миропорядка в соответствии с новыми реалиями и потребностями мирового развития.
По существу, в развитии международных отношений завершается 30-летняя фаза неопределенности, начавшаяся с решения о расширении НАТО в 1994 году. Оно закрыло перспективу мирного перехода глобального сообщества и европейской политики в новое состояние по завершении Холодной войны, распада СССР и роспуска Организации Варшавского договора. Плоды упущенной тогда возможности мы и пожинаем сегодня.
Ректор Дипломатической академии МИД России,
чрезвычайный и полномочный посол РФ в Великобритании (2011-2019) Александр Яковенко.