
Падение машины общественного транспорта в реку Мойку в центре Петербурга в минувшую пятницу унесло жизни семи человек. Это ДТП расследуется по двум уголовным делам, в одном из которых обвиняемым проходит водитель автобуса Рахматшох Курбонов — ему инкриминируют 264 статью (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Во втором разбирательстве обвиняемый — начальник автоколонны ООО «Такси», которому вменяют 238 статью УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
«Форпост» опросил юристов и узнал, каким может быть исход расследования в отношении шофёра, если принять во внимание уже вскрывшиеся детали. Так, по данным следствия, водителю в течение нескольких дней не обеспечивалось необходимое время отдыха. Его жена заявляла СМИ, что в день аварии её супруга вызвали на смену после всего нескольких часов сна.
Сам Курбонов на заседании суда по избранию ему меры пресечения рассказал, что предупредил работодателя о своём недосыпе, но ему всё равно сказали садиться за руль.
Наряду с этим водитель признал вину в том, что управлял автобусом с неисправной тормозной системой. По его словам, в минувшую пятницу он сменил транспортное средство из-за неисправности поворотников, но вторая машина проезжала несколько лишних метров перед остановкой — об этом ему сказали пассажиры.
Автоюрист и автоэксперт Дмитрий Славнов заявил «Форпосту», что ни одно из этих обстоятельств не может служить оправданием в деле Курбонова.
«Как минимум, два раза должен был отказаться водитель. Во-первых, потому что нарушено время труда и отдыха. Он не должен был выходить на смену. А во-вторых, выделю это, никогда нельзя садиться на неисправный источник повышенной опасности. А он сел. Он что, надеялся на русский авось?» — задался вопросом юрист.
По его словам, Курбонов был обязан, обнаружив неисправность, сразу сообщить о ней диспетчеру, высадить всех пассажиров и вызвать буксир — чтобы не подвергать опасности остальных участников дорожного движения.
Избрание водителю меры пресечения в виде ареста юрист назвал логичным, так как тот мог покинуть территорию РФ.
Юрист адвокатской палаты Санкт-Петербурга Данил Степочкин заявил «Форпосту», что неисправность тормозной системы в автобусе предстоит доказать экспертизе. Но если шофёр уже признал, что заметил проблемы с тормозами и о них ему говорили пассажиры, то такая позиция защиты обвиняемого выглядит несостоятельной.
«Отговорки в духе “меня третировали, угрожали, дискриминировали на работе” — это даже с точки зрения защиты своей позиции несостоятельно. То же самое в отношении “я не выспался, меня вызвали на смену”. Поэтому эти показания будут интерпретироваться как версия защиты с целью уклонения от уголовной ответственности. Я не думаю, что ссылка на эту ситуацию будет основанием для смягчения его участи», — сказал юрист.
Повлиять на смягчение участи Курбонова в этом аспекте дела может только наличие доказательств, что его заставили выйти на смену, добавил Степочкин.
«Если будет доказано посредством других свидетельских показаний, других водителей, что он был систематически третирован, начиная с угроз депремирования и заканчивая увольнением, тогда будет применена статья 62 УК РФ (назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств) — противоправные действия в отношении самого обвиняемого. Но вероятность этого небольшая», — заметил адвокат.
В среднем Курбонова могут приговорить к сроку от пяти до семи лет лишения свободы. Юрист добавил, что на смягчение приговора также могут повлиять родные семи погибших пассажиров.
«Если его родственники возместят ущерб и моральный вред потерпевшим. А это субъективная составляющая: кто-то согласен со 100 тысячами компенсации, а кто-то не согласен и с 10 миллионами. Поэтому тут всё сложно. Если потерпевшие, которым он возместил вред, в письменном виде подадут ходатайства о том, что вред заглажен и они не имеют претензий, просят прекратить уголовное преследование по своим обстоятельствам, если об этом заявят родственники всех семи — тогда тут есть варианты. И то срока ему не избежать», — заключил Степочкин.
Также юрист добавил, что, вероятнее всего, между Курбоновым и вторым фигурантом разбирательства — начальником автоколонны ООО «Такси» — будут проведены очные ставки, так как вряд ли тот станет свидетельствовать против себя и признает нарушение регламента труда и отдыха шофёра.
Напомним, в минувшую пятницу в Мойку с Поцелуева моста рухнул пассажирский автобус. Погибли семь человек, водителю и одному пассажиру удалось спастись.
В отношении компании-перевозчика ООО «Такси» по поручению вице-губернатора города Кирилла Полякова начата комплексная проверка. По данным СМИ, с ней могут разорвать контракт на обслуживание маршрутов в городе — на данный момент их насчитывается 11.
Кроме того, стало известно, что фирма за два года 23 раза привлекалась к административной ответственности за работу водителей без лицензии.
Сегодня глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин потребовал доклад после просьбы петербуржцев о проверке других перевозчиков в городе.