
Четырнадцатый пакет санкций против нашей страны, принятый на прошлой неделе в ЕС, поразил своим конструктивом. Впервые он затронул столь важный для Старого Света сектор, как поставки природного газа, однако ни о каком частичном запрете на импорт СПГ с ямальского производства «Новатэка» речи не идёт. Напротив, Евросоюз строго настрого запретил сам себе перепродавать наше голубое топливо в адрес третьих стран. Мол, самим мало, хватит разбазаривать дефицитный товар, который и так за последние четыре месяца подорожал более, чем на треть.
То есть, по сути, эта мера ограничила не столько отечественных производителей, сколько европейских спекулянтов. К тому же в силу она вступит только через девять месяцев, а к этому моменту, вполне возможно, полностью прекратится транзит российского метана через Украину в связи с окончанием срока действия соответствующего договора. Понятно, что ЕС нужно быть готовым к резкому сокращению поставок в свой адрес, и в этом свете упразднение возможности реэкспорта, как таковой, выглядит вполне разумным решением. А вот попытка столь необычной интерпретации этого вердикта, который почему-то оказался «заряжен в одну обойму» вместе с остальным набором санкций, скорее, вызывает ироничную улыбку.
Да и вообще складывается такое впечатление, что у еврокомиссаров иссякло воображение, и они уже не в силах придумать какие-нибудь мало-мальски эффективные способы подпортить жизнь своему давнему энергетическому партнёру, который более полувека исправно снабжал их топливом. Причём, сравнительно недорогим и экологически чистым. Оно и понятно, глядя на безусловные экономические успехи Кремля, немудрено начисто лишиться способности фантазировать. Тем более, что буквально на следующий день после выхода в свет четырнадцатого пакета ограничений, стало известно о резком повышении доходов России от продажи нефти и газа по итогам июня.
Конечно, можно вспомнить о том, что существует три вида лжи – ложь, большая ложь и статистика. Но здесь, как ни считай, а Москва в прошлом месяце абсолютно точно утёрла нос всем своим недоброжелателям, поскольку рост был зафиксирован и по сравнению с маем и год к году. Согласно новым расчётам Reuters, доходы нашей страны от продажи углеводородов составили 9,4 миллиардов долларов, то есть по нынешнему курсу порядка 817 миллиардов рублей. В мае эта цифра, несмотря на более высокую стоимость американской валюты, была несколько ниже – 794 млрд, а годом ранее – всего лишь 529 млрд, то есть налицо 54%-ное увеличение выручки.
Даже западные эксперты, глядя на столь оптимистичную для нас статистику, говорят о том, что санкции попросту не работают, и каждая следующая из них вместо того, чтобы «рвать российскую экономику в клочья» и наносить ей непоправимый урон, постепенно превращается в фарс. Причём, настолько очевидный, что аналитики, уже не стесняясь, вопрошают о том, зачем Евросоюз столь настойчиво «участвует в далеко не самом качественном цирковом представлении».
«Переориентация экспорта нефти на Индию и Китай сыграла решающую роль в сохранении прежнего объёма финансовых поступлений в бюджет России. Несмотря на продолжающийся конфликт на Украине, Кремлю удалось адаптировать свои экспортные стратегии и свести на «нет» последствия всех ограничительных мер. Прогнозируемое увеличение выручки в июне доказывает устойчивость энергетического сектора России», - пишет Oilprice.com.
То есть хоть вводи санкции, хоть не вводи санкции, кардинальным образом они всё равно ничего не меняют. Самое интересное, что европейцы должны были это уже давно понять, но, как ни парадоксально, почему-то так и не поняли. Взять хотя бы запрет на поставки нефтепродуктов из России морским путём. К чему он привёл? К тому, что наша страна теперь поставляет сырую нефть в Индию и Китай, там, на местных НПЗ, из неё производят бензин или дизель, который затем экспортируется всё в тот же ЕС. Спрос-то никуда не делся, и топливо всё равно у кого-то покупать нужно. То есть речь в данном случае идёт не об ударе по отечественной экономике, а о пустых, хоть и весьма звонких декларациях.
Правда, следует признать, что кое-какие выводы из затянувшейся и уже порядком поднадоевшей санкционной истории Евросоюз всё-таки сделал. Например, отложил на неопределённый срок введение запрета на покупку ювелирных изделий с бриллиантами российского происхождения, которые были переработаны в третьих странах. Видимо, еврокомиссары прислушались к совету главы британской компании De Beers Эла Кука, который недвусмысленно дал понять, что «среднестатистический таможенный агент, взглянув на драгоценные камни, при всём желании не сможет определить, где конкретно их добыли». Учитывая отсутствие точной системы отслеживания их происхождения, покупателям в случае введения эмбарго, пришлось бы определять, нарушают они его или нет, «на глазок».