Перейти к основному содержанию

Переживи всех: как петербуржцы растащили на сувениры стену Бродского

музей
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

Человеческая память материальна. Не потому ли, возвращаясь из поездок, перебираясь с места на место, люди забирают с собой сувениры? Засушенный цветок, записка или даже сломанная дверная ручка могут стать ключом к целому вороху воспоминаний. За этими вещицами живут своей жизнью истории — любви, дружбы, страданий или, чем чёрт не шутит — эпохи.

Минувшим вечером, 23 июля, в Шереметьевском саду Фонтанного дома в Петербурге горожане собирали, каждый свой, очень личный, мемориал. Возможность выпала уникальная — не просто прикоснуться к прекрасному, а буквально утащить его кусок с собой. Кто сколько унесёт. Город прощался с экспозицией «Иосиф Бродский. “Сохрани мою тень”».

выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

Нотки грусти витали в воздухе, хотя все пришедшие знали — на освобождённом месте сделают новую выставку. И её куратором будет историк и музейщик, автор аудиогида по экспозиции «Натюрморт» (пространства подлинных вещей Иосифа Бродского) в музее Анны Ахматовой Павел Котляр. Уже без четверти восемь аллея в саду была полна людей.

выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

Одинокий и протяжный звук трубы возвестил — пора. Начался обещанный променад — прощание со стеной поэта, созданной четыре года назад в честь его 80-летия. Перед организаторами встала непростая задача — как провести вдоль экспозиции всех пришедших, сопровождая прогулку рассказами разных гидов о предметах, которые были представлены. Вереница зрителей потянулась за ведущим их голосом: пусть не всегда было слышно, микрофон барахлил, но процесс пошёл.

Некоторые, не удержавшись от соблазна, потихоньку начинали отколупывать от стены фрагменты — куски обоев, плитки, хотя перед началом всех убедительно просили подождать до финала прощальной экскурсии. Впрочем, кажется, это не нарушило ни атмосферы, ни замысла авторов действа.

выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина
выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

Отправной точкой выставки была автобусная остановка с телефонной будкой. Её успели «разорить» ещё до объявленной на 23 июля акции — над автоматом еле виднелось слово «свобода» — ключевой элемент композиции. Под конец вечера не осталось ни аппарата, из трубки которого когда-то звучала большая элегия Джона Донна голосом автора, ни мемориальной доски с текстом: «Переживи крик, переживи смех, переживи стих, переживи всех».

выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина
выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

На «Парадной лестнице» были расположены почтовые ящики и только один номер квартиры — 28. Именно туда приходили открытки и письма от Бродского, уже покинувшего СССР — родителям.

К слову, послания продолжали доходить и в наше время — уже от поклонников поэта. Последнее датировано 2024 годом.

«Иосиф Александрович! Благодарю за ваше творчество. Было трудное время, когда в ваших стихах я находила спасение и внимательного собеседника. Сейчас я сама пишу. Часто вспоминаю ваш “Натюрморт”. Спасибо» — 21 июня 2024 года.

выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

На одной из точек экспозиции всем присутствующим предложили оставить на стене надписи на память. Маркеры переходили из рук в руки — к слову, перспектива, что заветные слова канут в Лету уже через четверть часа, никого не смущала. Народ охотно писал — сокровенное, личное, простое, самое разное.

выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина
выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина
выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

Променад шёл неспешно, но неуклонно приближал собравшихся к моменту, которого ждали, пожалуй, все — когда организаторы дадут отмашку, что можно приступать к разбору стены. Петербуржцев недаром называют интеллигентами, поэтому драки за право первым оторвать себе «кусок Бродского» не случилось. На помощь всем желающим приходили неприметные мужчины с инструментами — монтировками, кусачками и ломами. Под их натиском вырвалось из четырёхлетнего плена покрытое пылью пальто, вмурованный в стену стул и даже шкаф. Некоторые визитёры, впрочем, не чурались и сами поработать руками — например, один горожанин волевым жестом вырвал с мясом настольную лампу под одобрительные возгласы толпы. А хрупкая девушка, бережно поддерживаемая руками подруги снизу, так отважно терзала какой-то фрагмент стены ломом, что на неё заворожённо уставились десятки глаз.

выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина
выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

Ровно в девять вечера был дан сигнал, что акция окончена. Однако люди ещё долго не расходились — осматривали свои трофеи, переговаривались.

Можно ли вдохнуть в старые вещи, на вид почти хлам, новую жизнь? Оказывается, да. Так, одна девушка рассказала корреспонденту «Форпоста», что разбитая деревянная рама станет частью её перформансов и поэтических чтений.

«Я очень любила эту стену, я просто плакала, когда узнала, что её демонтируют. Я сегодня даже не пошла в Мариинку на Рахманинова, потому что пришла сюда. Для меня это — часть жизни, эта экспозиция. Я на ней делала столько поэтических чтений, перформансов, стримов. Я взяла себе ставни — как будто бы из Венеции. На их фоне я делала мои любимые селфи. Я думаю, что этот экспонат можно использовать для чтения стихов», — поделилась планами Жаннет.

выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

Одна молодая пара уносила с выставки, ни много ни мало, кусок кирпичной стены. Для неё этот вечер обернулся и удачей, и разочарованием одновременно — ребята пришли к Фонтанному дому впервые и не успели рассмотреть экспозицию до начала демонтажа.

«Красивую стенку оформим. Забрали, что осталось. Мы просто подошли — её никто не брал. Мы хотели сегодня увидеть целую стену, впервые, но пришли уже когда её разобрали», — рассказала Лилия.

выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина
выставка
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

Ещё одной петербурженке достались столовые тарелки — абсолютно целые, что в условиях разбора стены было даже удивительно.

«Выставка была для меня очень приятной и важной. Моя подруга сейчас во Франции, а мы были вместе здесь когда-то, когда она приезжала в Питер. И мне захотелось и себе что-то на память утащить, и подруге, которая сейчас в Питере. Я взяла кусочки обоев, чтобы сделать какие-нибудь коллажи у себя в скетчбуке, и тарелочки. Они просто стояли внизу, я почему-то их взяла — их никто не трогал. Ещё я нашла фотографию. Тарелки я думаю отмыть, может быть, даже как-то использовать», — пояснила Юлия.

Главной интригой вечера ответ на вопрос о том, что же появится на месте демонтированной экспозиции. Этого организаторы пока не знают и сами — в городе, где стены живут своей жизнью, а сквозь них проглядывают призраки прошлого, довольно наивно что-то загадывать. Пока известно одно — новой стене быть, и представить её на суд публики планируют этой осенью.