В 2024/25 учебный год Россия вступит с новыми правилами электронного дистанционного обучения. Документ даёт школам право переходить на дистант даже при отсутствии форс-мажора. Такого как ковид, например.
Решение об удаленном режиме ведения уроков каждое учебное заведение будет принимать самостоятельно. Школам вменяется в обязанность уведомить об этом родителей и детей на своих официальных сайтах не позднее 1 мая. Тогда с ближайшего сентября можно будет переходить в дистант.
Обязательное уведомление родителей в подобных случаях предусмотрено и законом «Об образовании в РФ».
«Школа обязана обеспечить доступность этой информации для родителей путем ее опубликования на своем сайте в сети интернет в течение 10 дней со дня вынесения данного решения. Можете уже сейчас проверить официальный сайт вашей школы на наличие подобного» – комментирует юрист Виктория Фоменкова.
Случайная выборка сайтов петербургских школ показала, что на сегодня подобных сообщений ещё нет. Учебные заведения могут проигнорировать возможности, которые дают новые правила. Однако в России действуют методические рекомендации Минпросвещения с примерной моделью организации дистанта через «Скайп». Они разрабатывались в связи с ковидом в марте 2020 года, но так и не отменялись.
Сегодняшний пиетет организаторов российского образования перед любыми формами цифровизации даёт основания предположить, что внедрение дистанта, по крайней мере, частичное, станет делом добровольно-принудительным. Противники электронных нововведений уже выражают беспокойство в соцсетях.
«Рекомендации – это на словах. В реальности – всё, что рекомендуется, становится обязательным на муниципальном уровне. И не надо забывать, что директор – это наëмный работник, не выполнение указаний, пусть даже и устных, сулит ему расторжение контракта» – пишет один из участников чата в телеграмм-канале Общественно-политическое движение «Объединение родителей».
Эта общественная организация уже инициировала массовую подачу родительских заявлений с отказом от участия их детей в дистанционных учебных программах. Пункт 12 правил допускает возможность такого письменного отказа и обязывает школу сохранить для такого ребенка традиционный образовательный формат.
Таким образом, может сложиться ситуация, когда в рамках одной школы придется параллельно вести учебный процесс по двум принципиально разным моделям. Одни дети будут всё дальше углубляться в цифровые технологии, наблюдая школьные классы на экране монитора. А из отказников составят единственный в параллели класс очного обучения.
В соцсетях уже распространяется альтернативное отказное заявление активистки Ольги Гехт. От позиции «Объединения родителей» её взгляд отличается полным неприятием размещения личной информации о школьниках в электронные базы данных.
«Пользуюсь правом, гарантированным 152-ФЗ о персональных данных <…> требую впредь выдавать задания в классе, домашнее задание, тесты, контрольные и прочее только на бумажном носителе. Также напоминаю, что самостоятельно передавать данные моего ребёнка в электронные базы (третьим лицам) вы не имеете права».
Сложно себе представить, как школа сможет длительное время удерживать одновременно цифровой и классический форматы преподавания. Однако в случае успеха через несколько лет появятся интересные статистические данные для сравнения.
Не секрет, что практически все отечественные и зарубежные исследования на тему эффективности дистанционного обучения содержат вывод, что стандартное очное образование качественнее дистанционного. Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков в своё время подтвердил: удалёнка «в целом хуже».
Среди десятков комментариев в чате телеграмм-канала «Объединение родителей» обнаружился лишь один конструктивный аргумент в пользу введения дистанционного формата:
«Рассмотрим ситуацию. В классе сегодня 5 уроков, учитель 3-го урока, допустим, заболела. Заменить или передвинуть уроки чаще всего невозможно из-за занятости других педагогов. Классу отменяют уроки с 3-го по 5-й. Уроки 4 и 5 выводят на дистанционное обучение (класс не может находиться без присмотра, нельзя просто пересидеть 3-й урок без контроля со стороны учителя). Как получит знания четвертого и пятого уроков ученик, если вы отказались от дистанционного обучения?»
Ситуация с эпидемическим карантином понятна – школьная система должна быть наготове. Приведённый выше довод также можно отнести к форс-мажору. Для таких ситуаций дистант действительно может стать хорошим временным решением. Но подавляющее большинство участников образовательных чатов уверено, что это не повод массово переходить на удаленное обучение в штатном режиме.