Рекрутинговый портал «Суперджоб» выяснил, что 52% взрослых россиян никогда не пропускали школьные уроки, а регулярные прогулы позволяли себе только 5% опрошенных.
«Форпост» не нашел актуальной статистики о прогулах в сегодняшних российских школах, но, судя по отзывам нашей читательской аудитории ситуация стремительно ухудшается. Прогулы становятся препятствием для любых преобразований в школьной системе.
В редакцию «Форпоста» поступило предложение от группы вузовских преподавателей – приблизить школьную классно-урочную систему к университетским стандартам. То есть проводить отдельно теоретические и практические уроки, а не совмещать то и другое в рамках одного академического часа, как сегодня.
По мнению авторов идеи, неоправданно много усилий тратится в вузах на адаптацию первокурсников к реалиям образовательного процесса в высшей школе.
Инициатива встретила в среде школьных учителей неожиданную реакцию – обнажилась проблема прогулов:
«Можно, конечно, 40 минут объяснять новую тему, а потом, в другой день отрабатывать эту тему и только спрашивать. Только на другой день в классе будет пусто».
В комментарии говорится о школьниках вообще, а не только о старшеклассниках. Звучит он так, как будто в стране уже не реализуется положение 43 статьи Конституции об обязательном для всех граждан основном общем образовании. Как будто школа – это подобие театра юного зрителя, который вынужден доказывать своё право на существование в конкуренции с видеоиграми и блогерами.
С учениками 10 и 11 классов было бы проще реализовать инициативу об уроках-лекциях: не выдерживаешь университетский формат занятий – забудь о едином госэкзамене, иди работать или поступай в колледж. Подобная «разведка боем» сегодняшнему рынку труда с его повышенным спросом на рабочие специальности была бы, пожалуй, даже на пользу. Однако, как выясняется, «эпидемия» прогулов заметна уже и с 5 по 9-й классы.
Председатель родительского комитета одной из далеко не самых слабых российских школ рассказала в своём блоге:
«Вчера была на общешкольном собрании. Завуч с тревогой говорила, что дети, за исключением начальной школы, много прогуливают. С 7-8 класса пропуск уроков без уважительной причины становится массовым. Особенно в 4 четверти, когда на улице солнце, цветочки. Гуляют не только во время «второстепенных» предметов, таких как технология и изобразительное искусство. Прогуливают даже математику и русский язык. Захотели и ушли – «душа просит». А потом перед классным руководителем округляют глаза и говорят: «А что такого?»
Основной закон гласит, что получение детьми девятиклассного образования обеспечивают родители, но они сегодня зачастую в меньшем авторитете у собственных детей, чем те же блогеры. Без помощи школы не обойтись. Там действуют методические рекомендации Минпросвещения РФ от 20 августа 2020 года «по совершенствованию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях».
Помимо коммуникаций с родителями (визит учителя на дом, вызов к директору) методичка предусматривает социально-психологическую помощь для прогульщика, его вовлечение в досуговые мероприятия. Если и это не повышает мотивацию к посещению уроков, школа может подключить комиссию по делам несовершеннолетних, но они тоже в основном увещевают. Не лишать же родительских прав за прогулы ребенка?
Московский школьник Валентин, один из злостных прогульщиков, обратился через сайт к одной из известных правовых консалтинговых компаний с вопросом: правомерно ли отправить ученика из-за прогулов в специальную школу, и насколько это решение зависит от их количества.
Приведём частично ответ юриста Ярослава Артемьева:
«Ни одна статья закона РФ напрямую не регулирует право школы отправить ученика в специальную школу из-за множества пропущенных занятий. <…> Рекомендуем обратиться к школьному уставу или регламенту, а также к муниципальным и региональным законам».
Последуем совету юриста и обратимся к локальной нормативной базе одного из отечественных общеобразовательных ресурсных центров (организаторы сетевого взаимодействия нескольких образовательных организаций на общей территории). Каких-то особенных норм, отличных от федеральной методички, не обнаружилось. Зато там имеется весьма показательная классификация. Регламент центра к категории «злостных» прогульщиков относит учеников с 20-ю и более пропусками без уважительной причины. И это ещё не самая худшая категория. Выделяются также систематические прогульщики, пропустившие более 30% занятий, и «непосещающие» (70% и более пропусков).
Прогулы для школьной системы постепенно становятся обыденностью, и такая ситуация характерна не только для России, но и, например, для США. Исследователи факультета психологии Университета Невады считают уровень прогулов индикатором системного неблагополучия той или иной локальной территории и общества в целом. Они использовали инструментарий теории сложных систем и обнаружили прямую взаимосвязь между пропусками школьных занятий с частотой возникновения аварийных ситуаций в коммунальной системе исследуемого района. Кроме того выяснилось, что с ними связано благополучие транспортной системы, а также некоторые параметры трудовой, демографической, технологической и иммиграционной сфер.
«В отдельных округах вводятся правовые меры предупреждения прогулов, включая жесткие нормы нулевой терпимости к подобным нарушениям для принуждения детей к посещению занятий. Однако такая политика, как правило, не особенно эффективна, поскольку игнорирует системные проблемы, находящиеся вне контроля семьи» – говорится в статье о результатах исследования.
Репрессивные меры не помогают ещё и потому, что большинство прогульщиков, по мнению исследователей, имеют выраженные психологические проблемы:
«Молодые люди с 10-20% прогулов часто высказывали сомнения относительно своей способности к выполнению сложной работы, говорили о скованности, которая мешает проявлять активность на уроках, о нетерпимости к собственным ошибкам, о постоянном ощущении одиночества».
В отдельных неблагополучных округах Невады рост количества прогулов уже грозит закрытием некоторых школ. Ученикам придётся переходить на дистант. Однако, как сказано в том же исследовании, для удаленного формата невыход в образовательные чаты и игнорирование сетевого учебного материала характерны в значительно большей степени, чем классические прогулы для очного обучения.