Перейти к основному содержанию

Нужно ли возвращать мужчин в учительскую профессию

скриншот географ глобус пропил
© кадр из кинофильма "Географ глобус пропил" Александра Велединского, 2013 г.

Сегодня по статистике Минпросвещения в школах России учителя – мужчины составляют всего 13%. Общероссийский профсоюз образования называет ещё меньшую долю – 11,7%.

Оргкомитет всероссийского конкурса «Учитель года России» 2024 года собирается предложить номинантам на обязательном этапе педагогического интервью назвать 3 плюса и 3 минуса такой ситуации. Постановка вопроса подразумевает, очевидно, что подавляющее преобладание женщин в профессии – данность настоящего времени, «новая нормальность», в которой преимущества и издержки уравновешены.

Однако в мире подобная структура учительского корпуса является скорее исключением, чем правилом. Среди учителей старших классов, по данным Всемирного банка, женщины в среднем составляют 48-49%, в 5-9 классах – 53-55%. Наиболее близки по своей гендерной структуре к среднемировому уровню школьные системы Китая и Германии.

Поднебесная, как известно, сегодня является безусловным лидером практически во всех предметных олимпиадах среди школьников и занимает ведущие позиции в образовательных рейтингах TIMSS и PISA.

С Германией сложнее, в последнем рейтинге PISA по математике она не попала даже в первую двадцатку по математике. Россия по этому показателю имеет 17-е место (по политическим причинам нас исключили из списка исследуемых стран, но Федеральный институт оценки качества образования провел замеры по методике PISA). Тем не менее, немецкое школьное образование по-прежнему большинством экспертов оценивается весьма высоко.

данке
© Portuguese gravity, unsplash.com

Если успешные в образовательном отношении страны вольно или невольно придерживаются гендерного паритета, или близки к нему, то не следует ли и России уравновесить представительство мужчин и женщин в средней школе? И возможно ли это?

История вопроса

В России превращение учительской профессии в преимущественно женскую началось при СССР на волне установления равноправия полов. К концу 1920-х годов доля прекрасного пола в школах Советского союза уже превышала 65%. В годы Великой отечественной войны и позднее она увеличилась по понятной причине – среди погибших мужчин было много учителей.

К 1970 году феминизация преподавательского корпуса общеобразовательных учреждений в СССР достигла 78,2% и примерно на этом уровне сохранялась до 1990-х годов.

В постсоветской России падение уровня доходов проходило, как мы знаем, неравномерно. Соотношение оплаты труда в образовании и промышленности примерно с 1955 года складывается не в пользу образования. В 1990-е процесс ускорился – работники образования зарабатывали уже только около 65% от уровня зарплат в промышленности.

линейка
© Dawid Malecki, unsplash.com

Мужчины в разделении семейных обязанностей, как правило, в большей мере отвечают за материальное обеспечение. Поэтому они чаще женщин уходили из учительской профессии в поисках лучшего заработка в те годы.

Несколько волн оттока мужчин их школ привели Россию к сегодняшней 87-процентной доле женщин-учителей. Вместе с Россией в топ-10 стран с самым феминизированным учительским корпусом оказались постсоветские Беларусь, Казахстан, Украина, Грузия, Киргизия, Молдова, постсоциалистические – Болгария, Мьянма (бывшая Социалистическая республика Бирманский союз), Монголия.

Плюс и минус

Любопытно будет ознакомиться с ответами лучших отечественных учителей о плюсах и минусах нашей нынешней гендерной структуры школьного образования. Социологи же в качестве плюса выделяют в основном женскую чуткость и эмоциональную вовлеченность в образовательный процесс. Среди минусов часто называют эффект отвыкания детей от восприятия представителя сильного пола как авторитетной фигуры.

Классические гендерные роли предусматривают нацеленность мужчины на социум. Он более активен на работе, чем дома. Женщина, наоборот, оставляет за собой право главенствовать в домашних хозяйственных делах. Вот и получается, что дети часто видят дома отца в момент, когда тот пассивно отдыхает от работы. А в школе среди взрослых одни женщины, включая директора и завучей.

Три фактора мотивации

Значит, мужчины-учителя всё-таки нужны обществу. Попробуем разобраться, как их вернуть в школы. В экспертной среде и среди самих учителей считается, что сегодня мужчины не желают возвращаться на учительские места в основном по той же сугубо денежной причине, по которой они в 1990-е уходили оттуда в другие сферы деятельности. В этом отношении положение учителей действительно оставляет желать лучшего.

зарплата
© Towfiqu Barbhuiya, unsplash.com

По данным СберИндекс медианный доход в российском образовании в мае 2024 года составил 53616 рублей. В целом по экономике – 60820 рублей. При этом не будем забывать, что средняя зарплата в образовании складывается с учетом более благополучных в материальном отношении преподавателей вузов. Радует лишь то, что в соотношении со средней зарплатой в целом по стране учительская составляет сегодня 88%, а не 65%, как в середине 1990-х.

Рассмотрим, как выглядит это соотношение в Китае и Германии, где мужчины и женщины представлены среди учителей примерно поровну. В Китае средняя зарплата в целом составляет сегодня около 110 тысяч рублей в месяц в пересчете по курсу. У школьных учителей – 98000₽. Средний житель Германии зарабатывает в месяц около 390000₽. Немецкий учитель – 340000₽. В обеих странах мы выходим почти на то же соотношение, что и в РФ – 87-89%.

Следует ли отсюда вывод, что с зарплатой в школах всё благополучно? Отнюдь. Современные исследования в области мотивации доказывают существование психологического барьера материального благополучия: при повышении доходов выше этого критически важного уровня человек начинает ощущать в себе дополнительную мотивацию. В частности, включается карьерный фактор и желание удовлетворить потребность в самореализации.

В карьерных возможностях школа вряд ли может соперничать, например, с конторской работой, где на пути от рядового специалиста до директора существует ещё с десяток позиций. Зато в плане самореализации учительский труд может быть вполне привлекателен.

Профессор экономического факультета МГУ Андрей Колганов считает, что сегодня в среде высококвалифицированных специалистов (в основном в странах с постиндустриальной экономикой) нарастает противоречие между их интересами в области самореализации и задачами, которые ставит перед ними необходимость обеспечить эффективность бизнеса. И всё чаще выбор делается в пользу самореализации, даже, несмотря на определенную потерю заработка.

Рост зарплат хотя бы до китайского уровня фактически гарантирует, что указанный тренд проявится и в России. Тогда школа вполне может оказаться вполне подходящим местом для энергичных и изобретательных мужчин, и представительство полов среди персонала общеобразовательных учебных заведений естественным образом сбалансируется.