До начала нового учебного года остаются считанные дни, а Министерству просвещения РФ возможно придется срочно и массово открывать дополнительные десятые классы в школах страны. О необходимости «безотлагательного» решения этого вопроса заявил лидер партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов.
Предложение последовало за публикацией Генпрокуратуры РФ (со ссылкой на позицию Конституционного суда РФ) о результатах проверки соблюдения школами прав детей на получение общедоступного образования.
«Вопреки положениям закона и желанию детей им отказывают в зачислении в 10-й класс, так как дальнейшее обучение проводится исключительно по профилям углубленного изучения отдельных предметов. При этом интересы школьников не учитываются, а так называемые универсальные классы попросту отсутствуют.
<…> К примеру, в июле текущего года в одной из краснодарских школ 46 подросткам отказали в дальнейшем обучении из-за среднего балла аттестата ниже 4,4» – говорится в сообщении на сайте ведомства.
Эксперты образовательной платформы «ИнтернетУрок» пояснили, что по существующим нормам девятиклассник не сможет перейти в 10-й класс только при неудовлетворительных результатах ОГЭ (основной государственный экзамен). При наличии свободных мест все прочие основания для отказа – тройки, претензии к поведению, регистрация за пределами закрепленной за школой территории – неправомерны.
Как показал анализ школьных сайтов, условия зачисления в 10 класс после публикации Генпрокуратуры не изменились. Например, в петербургской гимназии №271 набор на 90 мест в 4 профильных класса – гуманитарный, естественнонаучный, социально-экономический и технологический – проводится в три этапа (прием документов, составление рейтинга заявителей, выдача рекомендаций к зачислению). На позицию в рейтинге влияют средний балл аттестата за 9 классов, отдельно средний балл по профильным предметам, результаты ОГЭ, участие в научно-исследовательской, проектной работе, конкурсах и олимпиадах.
Подобный отбор проводится сегодня практически в каждой школе. Судьбу учеников, которые не выдерживают конкурс, разъяснила в своём выступлении на региональном телевидении директор школы №79 Оренбурга Галина Сафонова. Оренбургская область вместе с Краснодарским краем была отдельно упомянута Генпрокуратурой в публикации о нарушениях, так что ее слова можно считать ответом на эту публикацию. По мнению Сафоновой, при отсутствии свободных мест управление образования, к которому относится та или иная школа, должно предложить отбракованным на конкурсе детям места в 10 классах других школ на подведомственной территории. Такое мнение, пожалуй, можно считать консолидированной позицией большинства директоров школ страны.
За неделю до публикации отчета Генпрокуратуры позиция директоров была, как правило, несколько иной. Школы отправляли неудачников не в управления образования, а колледжи и техникумы.
«Выпускникам, освоившим образовательную программу основного общего образования с результатом, не позволяющим продолжить обучение по образовательной программе среднего общего образования в 10-х профильных классах Департамент обеспечит право на обучение по образовательной программе среднего общего образования <…> на базе московских колледжей, в каждом из которых помимо получения профессии студенты осваивают программу 10-11 классов за счет бюджета города Москвы» – так, ссылаясь на Департамент образования и науки Москвы, директор столичной школы №1399 ответил на запрос общественного движения «Родители Москвы».
Сложилась сложная для школьников ситуация: даже при отсутствии троек девятиклассник может не попасть не только в 10 класс, но и на более-менее подходящие для него специальности в колледжах. Как известно, там сегодня большой спрос. Конкурс проводится по среднему баллу аттестата, и очень часто опять-таки даже аттестат без троек может оказаться неконкурентоспособным.
Обмана со стороны органов образования, конечно, не будет – они найдут даже троечникам места на непопулярных специальностях в колледжах или – после вмешательства Генпрокуратуры – в территориально неудобных школах с не лучшей репутацией. Многие школьники в такой ситуации откажутся от продолжения образования и пойдут на неквалифицированную работу. Спрос в этом сегменте рынка труда сегодня велик, но все-таки подобный карьерный трек вряд ли соответствует образовательной политике государства.
Причины текущей патовой ситуации понятны: возможность выбора предмета для сдачи на ЕГЭ (единый государственный экзамен после 11 класса) обуславливает появление профильных классов. Закон «Об образовании в РФ» даёт право школам перераспределять учебный план таким образом, чтобы, например, старшеклассники, которые не собираются ставать ЕГЭ по физике, биологии или географии вообще не изучали эти предметы.
Универсальные классы, о необходимости которых писала Генпрокуратура, в меньшей степени отвечают задачам успешной сдачи ЕГЭ, чем профильные. Старшеклассникам приходится выбирать: иметь крепкие базовые знания в пределах всей школьной программы и отнять часть времени от подготовки к ЕГЭ или бросить на неё все силы, поступить в вуз и обнажить там свои интеллектуальные пробелы.
Общественное объединение родителей согласно с Генпрокуратурой и выступает за универсальные классы:
«На наш взгляд, если школы примут за данность необходимость оставить универсальный профиль как свободно проходной для всех желающих, то никаких проблем не будет. Если же начнут ставиться препоны - придётся проверять правомерность такого решения с учётом постановления Конституционного суда РФ [от 23 июля 2020 г. N 39-П]».
По мнению руководителя Ассоциации Санкт-Петербургский городской родительский комитет» Михаила Богданова директора школ исключают универсальные старшие классы отнюдь не по собственному произволу:
«Во ФГОС [федеральный государственный образовательный стандарт] указано, что школа может работать по профилям из списка, где нет универсального. Виноваты школы, говорит Гернпрокуратура. Не Министерство просвещения, утвердившее ФГОС, а несчастные директора школ, которые оказываются теперь меж двух (а на самом деле - трех) огней. Рособрнадзор [может наказать] за нарушение ФГОС, если введут универсальный профиль. Прокуратура – если не введут. И бухгалтерия местной администрации, у которой мозг взорвется считать тарификацию [учителей] не пойми по каким принципам».
В ситуации противоречивых норм и правил, как известно, система начинает стихийно двигаться путем наименьшего сопротивления. Если через пару лет окажется, что университетам критически не хватает абитуриентов, предложение Сергея Миронова о дополнительных классах станет безальтернативным. Или придётся серьёзно «оптимизировать» вузовскую систему.