Рособрнадзор выступил за кардинальные изменения в области регулирования инфобизнеса. Их официальное письмо в адрес рабочей группы Госдумы по совершенствованию законодательства в блогосфере содержит предложения о лицензировании всевозможных курсов и тренингов в интернете и контроле их соответствия образовательным стандартам.
Регулятор «ударил» по мечте миллионов российских школьников – карьере инфоблогера. Чёткого определения этой деятельности в отечественном законодательстве пока нет, но суть её состоит в продаже познавательной информации через интернет. По данным опросов блогерами хотят стать 52% российских школьников.
Начинающий блогер выбирает между производством развлекательного и обучающего контента, и чаще склоняется в пользу последнего – люди гораздо легче тратят деньги на полезную информацию.
«Самое главное – надо понять, относится ли ваша деятельность к образовательной. Если нет, то лицензия не нужна. Но вопрос этот сложный. Грань между образовательной и необразовательной деятельностью очень тонкая» – считает юрист в области фриланса и предпринимательства Эльвира Иванова.
Сегодня законодатели пытаются провести нормативную грань так, чтобы максимально расширить круг людей, попадающих в регулятивное поле образовательной деятельности. Если им это удастся, то сферу инфобизнеса может постигнуть весьма существенное сокращение числа игроков. Объем этого рынка достигает в РФ 300 миллиардов рублей. Однако количество людей, зарабатывающих на нём от 150 тысяч рублей в месяц (средняя зарплата в Москве), по оценке экспертов, исчисляется даже не десятками тысяч, а тысячами.
В сравнении с восемью миллионами желающих стать блогерами их число ничтожно. Пожалуй, речь идёт о самом вопиющем в России примере разрыва спроса и предложения. Почти как Советском Союзе, в 1960-е годы, когда почти все хотели стать космонавтами.
Реализация предложений Рособрнадзора сделает вероятность воплощения мечты большинства сегодняшних школьников в реальность уже совсем ничтожной. Избежать массовой фрустрации поможет только качественное улучшение системы профориентации.
Первое, с чем встречается школьник на пути профориентации – это тесты на предрасположенность к определенной сфере деятельности и профессии. Причём часто тестами профориентация и заканчивается.
Пройдём, например, тест на платформе школьного онлайн образования «Фоксфорд» для 9 класса. Он начинается с вопроса:
«Музей – это интересно, если расскажут, почему на картинах Пикассо у людей по три носа или из чего делали краски 100 и 1000 лет назад?»
Большинство опрошенных «Форпостом» школьников предпочли вариант про количество носов. В числе следующих 14 вопросов также часто попадались такие, которые предлагали сделать выбор между ответами в духе «как понравится преподавателю и родителям» или «как тебе самому интересно». Например, ещё такой вопрос:
«Намечается экскурсия на выбор. Куда отправишься в первую очередь – в научную лабораторию: может, стану человеком-пауком или на завод по производству мороженого: перепробую все вкусы?»
Нормальный ребенок, даже если он предрасположен к научным исследованиям, вряд ли упустит шанс перепробовать все виды любимого десерта. В итоге его натура будет охарактеризована как творческая с соответствующими рекомендациями: присмотреться к профессии продюсера.
Портал «Поступи онлайн» сообщает нам, что рекомендуемую профессию можно получить в 91 университете России, включая, например, Российскую академию народного хозяйства и государственной службы или Московский городской педагогический университет.
Гильдия продюсеров России насчитывает 80 членов. Вопрос на засыпку: какая доля выпускников 91 вуза страны, получающих дипломы по специальности «продюсер» вступят в упомянутую ассоциацию? Вероятно, что приблизительно та же, что и в случае с блогерами.
В арсенале профориентологов, конечно, существуют и другие инструменты кроме тестов. Один из них – составление самим школьником карты своих интересов. Предлагается взять фломастер и написать в центре листа – «мои интересы». Затем провести от этой надписи несколько линий – по числу увлечений. Далее от каждого из увлечений отвести ещё по несколько линий с соответствующими ему профессиями. Если одна и та же профессия встретится в нашем дереве интересов несколько раз, то к ней уже стоит присмотреться. Занимательно, но почти столь же далеко от реального будущего трудоустройства, как и тесты.
Нечто более любопытное обнаружилось в системах профориентации США и Франции. Американская психолого-педагогическая служба «Гайденс» одним своим названием намекает на принципиально иной подход к проблеме выбора профессии. Оно происходит от слова «гид», то есть проводник на пути от школьной парты к рынку труда. Профконсультирование там ведется на протяжении всех школьных лет. Всё это время на каждого ученика ведется подробное профориентационное досье, которое по окончании школы передаётся в службу занятости.
Во Франции существует Национальное бюро информации по образованию и профессии. Оно курирует несколько сотен специализированных центров профориентации по всей стране, которые постоянно координируют свою деятельность с ассоциациями родителей, профсоюзами и биржами труда. В результате детей нацеливают на получение той или иной профессии не только по его увлечениям. Взаимодействие всех заинтересованных сторон позволяет связать их со способностями молодого человека к тому или иному виду труда и реальными кадровыми потребностями экономики.