Перейти к основному содержанию

Зачем семиклассникам «коэффициент осцилляции»

тинейджеры
© Sinitta Leunen, unsplash.com

Со старта курса «Вероятность и статистика» в 7-9 классах прошёл год. Можно подвести первые итоги. Анализ соцсетей, проведённый «Форпостом» показал, что, несмотря на очевидную полезность курса, родители высказывают в основном недовольство. Приведём несколько реплик:

«Предмет вызвал у меня любопытство, как у родителя школьника, но учителя в школе просто читают с листа – оттарабанил лекцию, а дальше развивайтесь дома, как хотите».

«Мой ребёнок вполне успешно осваивает алгебру и геометрию - по этим предметам «5». Но по вероятности и статистике учитель второй триместр выводит «4». Учебников нет, поэтому домашние задания не задают. Учительница сказала: всё разбираем на уроках».

«Недавно делала с сыном задания по данному новоявленному предмету в 7 классе. Я в 1991 году закончила факультет статистики Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Тот материал, который ввернули детям в 7 классе, мы изучали на первом курсе института по двум предметам – «теория вероятностей» и «общая теория статистики». Очень сомневаюсь, что большая часть детей в этом разберется».

график
© Ixrcbsv, unsplash.com

«Я не против изучения моими детьми новых, нужных и важных для жизни предметов, но их слишком много. Это уже перебор. Учебный процесс размывается, ребенок перестает понимать для чего всё это нужно. Моя дочь не успевает уже посещать свои любимые спортивные занятия и иностранный язык».

Учителя в основном солидарны с родителями:

«Время, выделенное для освоения учебной программы – не резиновое! Существуют санитарные правила, которые регламентируют своими нормативами здоровый образ жизни учащихся. Как втиснуть в программу новые предметы не во вред основным, наиболее важным? В рамках предмета «информатика» я бы рекомендовал факультативно изучать Excel, Word, Power Point и графические редакторы. Именно в этом случае школьники должны знакомиться и с основами математической статистики – тоже факультативно. Нужно перевести этот предмет во внеурочную деятельность».

«Впервые теория вероятности была введена в учебник алгебры и начал анализа 9 класса под редакцией Колмогорова в конце 60-х годов. Но продержалась как тема, обязательная к изучению до середины семидесятых. Была изъята из программы, но в учебнике осталась как материал для факультатива. Опыт обязательного изучения теории вероятности в советской школе был скорее негативным - тема использовалась только для решения простых занимательных задач (выигрыш в лотерею) и заканчивалась применением определения сочетаний и размещений в выводе формулы бинома Ньютона. Выделение теории вероятности в отдельную математическую дисциплину не считаю оправданным. Если сделать это, то почему не выделить в отдельный предмет математическую логику или нечто вроде «начал топологии», «числовых систем».

Кубики
© Naser Еamimi, unsplash.com

Даже люди, далекие от школы, но использующие математические методы анализа в практической работе, не приветствуют введение явно полезного во взрослой жизни предмета:

«Теория вероятности и статистика в 7-8 классе - это профанация. Я не учитель математики, но в работе использую как раз статистику, прогрессии, вероятностные модели. Нужно глубокое понимание терминов и другой уровень самого мышления. Для семиклашек – слишком рано. Учитель не сможет «переключить рубильник», который отключает бытовое мышление и включает абстрактное и математическое. У меня в университете было три предмета со словом «статистика». И они все переплетались с вероятностью и высшей математикой. И это было очень сложно, даже в вузе, даже для отличницы».

Ключевые для статистики темы «Проценты» и «Среднее арифметическое» школьники изучают в 5 классе. «Дисперсию и среднее квадратичное отклонение» – в восьмом. В России, конечно, много хороших учителей математики, которые держат в памяти весь университетский курс, а не только ту его часть, которая имеется в школьной программе. Однако для полноценной подготовки к преподаванию «Вероятности и статистики» им всё равно необходим весьма длительный период времени. Возможно ли это в условиях, когда 67% учителей работают с нагрузкой более 1,44 ставки, а 17% - на 2 ставки и более (данные опроса Телеграм-канал «Алексей Саватеев Родная школа»)?

учитель у доски
© Thisisengineering Raeng, unsplash.com

Не будем забывать, что учителям приходится иметь дело и с другими нововведениями. Современная российская школьная система так богата ими, что на фоне прошлых лет 2024-25 учебный год выглядит довольно спокойным. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» называется теперь «Основы безопасности и защита Родины». Место «Технологии» снова занял «Труд». Общая ученическая нагрузка официально не изменилась. Даже уроки по новому предмету «Семьеведение» рекомендовано проводить в рамках «Разговоров о важном». Видимо в прошлом учебном году лимит на дополнительные часы был выбран под завязку.

Санитарные нормы допускают максимальную нагрузку при пятидневной учебной неделе в старших классах 34 часа (по 7 уроков каждый день, кроме пятницы), в 8-9 классах – 33 (три дня по 7 уроков, два – по 6).

В 2023-24 году школы получили рекомендации добавить еженедельные внеурочные часы по труду и профориентации. На этом фоне появление в учебном плане 7-9 классов дополнительного часа в неделю на изучение «Вероятности и статистики» стало последней каплей. Девятые классы вышли на первое место по максимальному среднему количеству уроков в день (данные «Современная аналитика образования»).

Инициаторов появления нового курса тоже можно понять – предмет в принципе полезный. В примерной рабочей программе цели этого учебного курса определены следующим образом: «Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо, в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление».

Евгений Бунимович, автор нескольких учебников по математике, в интервью «Вестям образования» предложил в качестве эксперимента ввести на ЕГЭ компьютерные задания по этой теме.

Лучшее – враг хорошего. Образовательное нормотворчество по принципу «Семь раз отрежь, а после измеришь» повлияло на дефицит учителей, пожалуй, не меньше, чем фактор низких зарплат. Зато никто не сможет упрекнуть Минпросвещения РФ в бездействии.