Минобрнауки объявило о начале очередного этапа массового обучения студентов секретам ведения предпринимательской деятельности в инновационной сфере. Участниками осеннего сезона тренингов в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» станут более 50 тысяч потенциальных стартаперов.
Проект направлен на «серийное создание технологических компаний в стенах университетах» – именно так сформулирована одна из его главных целей в презентационных материалах и на сайтах вузов – партнёров.
Технологические компании, в их классическом определении, специализируются на исследовательских разработках и производстве наукоёмкой продукции, как правило, связанной с компьютерами и электроникой. Россия стимулирует создание студенческих стартапов в этой сфере уже восьмой год. С 2021 года усилия резко активизировались – стартап-студии при университетах стали множиться как грибы после дождя. Однако о громких успехах пока не слышно. По данным аналитиков Startup Genome, до стадии устойчивой прибыльности доживают лишь 8% стартапов. Так что акцент на массовость понятен – это надежда вырастить хотя бы одну новую технологическую компанию мирового уровня.
В истории становления техногигантов, которые определяют сегодня глобальный рынок ИТ-инноваций, можно выделить три принципиально различных пути: североамериканский, южнокорейский и китайский. Их соответственно представляют три корпорации – Apple, Samsung или Lenovo.
Предысторией Apple, как известно, стала идея Стива Возняка о производстве собственной версии «синих коробок» – электронных устройств, с помощью которых абоненты междугородних телефонных линий могли разговаривать бесплатно в обход коммуникационных компаний. В 1969 году Возняка исключили из Университета Колорадо. В 1971 году он бросил учёбу в Калифорнийском университете в Беркли, а в 1976 году представил участникам «Клуба самодельных компьютеров» свою разработку Apple I.
Коммерческую часть проекта взял на себя гений предпринимательства Стив Джобс, который, как и его компаньон, недоучился в вузе (Рид-Колледже, частном гуманитарном университете в Портленде). Именно он смог привлечь в бизнес деньги и опыт менеджера Intel Армас Клиффорд Марккула-младшего, который открыл перед Apple двери могучей американской системы поддержки инноваций.
Apple – хрестоматийный пример успешного стартапа талантливых и амбициозных недоучек. Вполне возможно, что обладание дипломами увело бы карьеры Джобса и Возняка в другую сторону.
Samsung пришёл к ИТ-бизнесу более извилистым путём. Выходец из семьи богатых корейских землевладельцев Ли Бён Чхоль основал первоначально в 1938 году бизнес по грузоперевозкам. К концу Второй мировой войны его автомобили перевозили грузы по всей Корее и в соседних странах. Высокотехнологичный бизнес Samsung запустил только в 1969 году при поддержке японского бизнесмена, основателя Sanyo, Тосио Иуэ. Первоначально японская сторона обеспечивала всю инновационную часть проекта. Ли Бён Чхоль, бросивший факультет политэкономии университета Васэда в Токио, отвечал за финансы, найм персонала и поддержку экспортной направленности бизнеса со стороны правительства Южной Кореи.
«Специфика самоучек – в сочетании проницательности и слепоты. Оно лишает их надежных вех, которые дает хорошее образование, зато наделяет способностью мыслить свободно, широко, тогда как дисциплинированный ум расставляет перегородки и не допускает вольностей» – эти слова из романа «Элегантность ёжика» французской писательницы и профессора философии Мюриель Барбери отчасти объясняют секрет успеха основателей Apple и Samsung.
Китайская компания Lenovo, крупнейший в мире поставщик персональных компьютеров в 2024 году, создавалась совершенно иначе. В ноябре 1984 года Лю Чуаньчжи и ещё 10 опытных исследователей Института вычислительной техники Катайской академии наук получили государственный займ в 200 тысяч юаней для формирования стартового капитала создаваемой при институте компании по коммерциализации собственных разработок в области электроники. Основным ноу-хау на тот момент была печатная плата, с помощью которой американский компьютер IBM мог работать с китайскими иероглифами.
К 1990 году Lenovo начала собирать и продавать компьютеры под собственной торговой маркой. Кстати, в СССР к тому времени уже было налажено серийное производство персональных компьютеров «Агат». История их разработки схожа с китайской – авторство принадлежит Научно-исследовательскому институту вычислительных комплексов имени Карцева. Эта научная организация успешно работает и сегодня, но, насколько нам известно, товары народного потребления, подобных «Агату» из её стен больше не выходят.
Причина – в нехватке предпринимательских навыков? Вряд ли. Создатели Lenovo смогли создать суперуспешный стартап без тренингов, подобных тем, которые проводятся сегодня в России по федеральному проекту. Ликбез в сфере предпринимательства им всё-таки понадобился, но позже – они смогли пройти его уже в статусе титулованных разработчиков инновационного продукта на стадии серийного производства и сбыта. И без финансовой помощи со стороны государства.
Для раскрутки бизнеса хватило первоначальных 200 тысяч юаней. Плюс вся огромная организационная мощь китайской системы поддержки инвестиций. В структуре Китайской академии наук 100 научно-исследовательских институтов и 2 ведущих вуза страны, в том числе Университет науки и технологий Китая – альма-матер нынешнего председателя совета директоров Lenovo Юаньцина Яна.
В декабре 2023 года он пожертвовал университету 200 миллионов юаней, что в 1000 раз превышает взнос Академии наук в развитие его компании на стартовом этапе. Руководство вуза уже заявило, что использует деньги на строительство нового учебного корпуса, где будут готовить специалистов и вести научную работу в области технологических инноваций.
О подобных показателях отдачи на инвестированный капитал российский проект студенческих стартапов может, пожалуй, только мечтать. Хотя он гораздо более схож с историей становления Lenovo чем с кейсами американцев и южнокорейцев – то же участие академической науки и вузов, финансовая помощь государства. Не хватает, пожалуй, лишь плановой экономики, которую КНР научилась бесшовно, как у нас любят говорить, сочетать со свободным рынком.