Перейти к основному содержанию

Станут ли интернет-мемы инструментом школьного образования и воспитания

интернет-мемы
© Chuttersnap, unsplash.com

Самым доходным активом для инвестирования в первом полугодии 2024 года стали мемкоины. С технической точки зрения – это классические криптовалюты на основе блокчейна, но в основе их маркетинга лежит привязка к какому-нибудь интернет-мему.

Использование этих визуальных афоризмов нового времени позволило создателям мемкоинов раздуть вокруг своих финансовых продуктов ажиотаж, который выразился в астрономическом среднем коэффициенте доходности вложений – 2405,1%. Для сравнения, на акциях крупнейших компаний глобального рынка можно было заработать около 30%, на золоте – 12%.

«Идите ва-банк на мемах, и будете жить во дворце» – гласит популярный сегодня в среде биржевых трейдеров слоган.

Самым выгодным из мемкоинов стал Brett, названный в честь персонажа комикса Boy's Club. Эта «монета» появилась в апреле текущего года. Образ беззаботного лягушонка, любителя видеоигр и танцев позволил новой криптовалюте за несколько месяцев завоевать множество приверженцев по всему миру. Суточный объем торгов Brett уже превышает 10 миллионов долларов.

комиксы Boy's Club Мэтта Фьюри в русскоязычном переводе
© комиксы Boy's Club Мэтта Фьюри в русскоязычном переводе

Сегодня в мире обращается более 1600 криптовалют. Без привязки к мему новичкам на этом рынке практически невозможно получить известность, и, соответственно, хорошие финансовые обороты.

Создатели криптовалют поняли, что молодёжь давно мыслит мемами. С помощью апелляции к популярным образам интернет-культуры люди гораздо легче вовлекаются в финансовые авантюры.

Педагогическая наука тоже собирается взять мемы на вооружение. Процитируем журнал «Мир науки, культуры, образования» (№1, 2022 г.):

«Мемы являются активным источником коммуникации и получения разнообразной информации, поэтому этот феномен общения подростков нельзя игнорировать, необходимо его изучать и продуктивно применять в процессах обучения и воспитания».

Посыл понятен: «Не можешь победить – возглавь». Однако в данном случае безотказный рецепт может не сработать. Поскольку не важно, чьей стороне подыгрывают мемы в противостоянии «добра со злом», проблема в самой их сути – упрощающей и искажающей.

Вспомним книгу «Эгоистичный ген» Ричарда Докинза (1976 год). В ней британский эволюционист выдвинул идею, что единицей информации в области культуры является мем, так же, как в биологии всё строится из генов. Здоровый образ жизни – вопрос многомерный, но мем кристаллизует его в однозначный образ. Глубже уже не копают.

По запросу «Форпоста» искусственный интеллект ChatGPT сформулировал негативные аспекты влияния мемов на человеческое сознание:

«Они часто используют гротескные изображения и упрощенные формулировки, чтобы передать шутку или идею. Это может привести к обобщению характеристик целых групп людей, игнорируя индивидуальность и разнообразие.

Они могут укрепить и распространить ложные представления о группах людей, поскольку чем чаще люди видят определенный образ или стереотип, тем больше вероятность, что они будут воспринимать его как правду. То есть, если мем подтверждает уже существующие предвзятые мнения, он может укрепить их и сделать их более устойчивыми к критике».

мемкоин
© Traxer, unsplash.com

Результат вредного воздействия мемов на подростков косвенным образом выявило исследование Федерального института проверки качества образования (ФИОКО) «Воспитательный потенциал школы: ресурсы и вызовы». В выборку попали более 36 тысяч учеников 8 и 10 классов из 60 российских регионов. Социологи по результатам опросов составили 10 индексов ценностной ориентации школьников. Выяснилось, что наибольшую поддержку в подростковой среде имеют ценности безопасного поведения. В частности, понимание «рисков, сопряженных с разными видами активности и досуга». При этом на последнее место школьники ставят ценности здорового образа жизни. Безопасный и нездоровый образ жизни – как это сочетается?

С точки зрения школьников здесь нет никакого парадокса, потому что «ЗОЖ» (здоровый образ жизни) – понятие, которое высмеивается множеством мемов. Вот, например, один из них.

«В правильном питании главное – минимализм» – гласит надпись под изображением распахнутой кошачьей пасти перед огромной тарелкой, где нет ничего кроме… горы красной икры.

Услышав знакомое словосочетание, подросток сразу же вспоминает мемы про ЗОЖ и, не вдаваясь в детали, выносит свой вердикт: «кринж» (стыдно). А социологи потом ломают голову по поводу парадоксальности результатов опросов.

Лекарством от мемного «вируса», опять-таки по оценке ChatGPT – нейросети, аккумулирующей высказывания многих психологов и педагогов – является развитие у подростков критического мышления.

К счастью, оно ещё не утрачено. Сегодня на улицах российских городов часто можно увидеть людей школьного возраста в футболках с надписью «Душнила». Обидное, в общем-то, прозвище: характеризует человека, как нудного и чрезмерно дотошного. Но подростки несут его с гордостью. Как признак наличия критического мышления. Возможно, они правы, хотя душнила – это тоже подростковый мем.

футболки Душнила
© футболки "Душнила", скриншот со страницы Яндекс-поиска