Перейти к основному содержанию

Нужен ли России аналог британского Итона

Пушкин
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Престижные британские университеты Оксфорд, Кембридж и Дарем могут начать искусственно ограничивать долю выпускников частных школ среди своих студентов до 10%. Сегодня их почти треть, и в основном это питомцы легендарных школ-пансионов для мальчиков Итона и Винчестера. По оценке социологов Лондонской школы экономики, подобные учебные заведения значат для будущей успешной карьеры даже больше, чем дипломы ведущих университетов.

Сегодня большинство мест британской палаты общин контролирует лейбористская (трудовая) партия. Кабинет министров возглавляет её лидер Кир Стармер. Повышение доступности качественного высшего образования – один из столпов риторики лейбористов.

«Ученики этих школ в 52 раза чаще достигали элитных позиций в обществе, чем те, кто посещал любые другие школы. Пришло время радикально повысить социальную мобильность» – считает один из симпотизантов британских левых профессор Сэм Фридман.

Социальные лифты – дело благое, но всегда существует риск с водой выплеснуть и ребенка, то есть искусственным образом закрыть двери для наиболее подготовленных. Тем более, что один из вариантов дополнительного набора выпускников государственных школ в престижные университеты – лотерея. Предлагается определить достаточно широкий круг абитуриентов с приемлемым уровнем знаний и отобрать счастливчиков случайным образом.

лотерея
© Dylan Nolte, unsplash.com

Надо сказать, что лейбористы уже были у власти в Великобритании в 1960-70 годы и высказывали подобные идеи. Однако Итон и Винчестер остаются столпами системы формирования истеблишмента. Только за последнее десятилетие премьерское кресло в Великобритании трижды занимали выпускники этих школ.

В России подобных «питомников» элиты государственной службы не существует. Однако так было не всегда.

Отечественным аналогом Итона можно считать Императорский Царскосельский лицей, альма-матер Пушкина – тот же принцип мужского пансиона и шестилетнее обучение в средних и старших классах. С момента основания в 1811 году до закрытия в 1918-м Царскосельский, и позднее его преемник Александровский лицей обучил десятки будущих министров, губернаторов, членов Государственного совета Российской империи.

В нынешнем году Российская академия народного хозяйства и государственной службы заключила соглашение с Всероссийским музеем Пушкина о сотрудничестве в воссоздании лицея, частично на исторических площадях. Сообщается, что концепция предусматривает полную преемственность образовательным традициям пушкинских времен.

Надо сказать, что учебный план Царскосельского лицея принципиально отличается от того, что используется в сегодняшней школе. Обратимся к постановлению о лицее, подписанному министром народного просвещения Российской империи Алексеем Разумовским 12 августа 1810 года. Оно предусматривает прохождение лицеистами последовательно двух трехлетних курсов – начального и окончательного. В рамках начального курса ученики загружены в основном словесностью – русской и иностранной (французский, немецкий и латынь). Естественные науки практически не преподаются. Так же и с математикой: до 4 года обучения ученики остаются практически на уровне начальных знаний, какие они имели на момент поступления в лицей (то есть не далее темы пропорций – зная цену фунта мёда, найти, сколько будут стоить 15 золотников).

Царскосельский лицей
© wikipedia.org/ Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0

Последовательность прохождения программы построена была так, «чтобы науки, требующие большей зрелости в уме, предваряемы были теми, в коих успехи зависят более от памяти».

В этом смысле особенно интересно построение лицейского курса истории. Он начинался с изучения сокращенных хронологических таблиц (из двух столбцов: дата, событие). Выбор событий, заслуживающих внимания и отсечение всех мелких подробностей, «затемняющих» понимание, учитель истории определял самостоятельно.

«Исторические науки в течение начального курса должны быть доведены в такой степени, чтобы воспитанники при испытании каждое важное происшествие в истории могли отнести к своему веку, своему месту и к ближайшим современным оному обстоятельствам» – гласит постановление о лицее.

Сегодняшняя программа истории построена так, что до 7 класса школьников знакомят только с древним миром и средневековьем. До 19-го века они добираются лишь к 9-му классу. Хронологические таблицы используются только как вспомогательное средство, и они не выходят дальше подробно изучаемого в том или ином классе периода. Для составителей лицейской программы было очевидно, что начинать следует с понимания основных вех исторического процесса в разных частях земли, а потом уже приступать к подробному разбору по отдельным периодам.

Современная наука признаёт за хронологией роль костяка исторических знаний. Это хорошая аналогия: сначала мы формируем костяк, а уж потом наращиваем мышцы и покрываем тело кожей. Современные школьники знакомятся со «стопами» в их окончательном варианте, а уж потом переходят к изучению «голеней», и так далее.

В Царскосельском лицее первые три года изучения истории были «делом памяти». Следующие три – «дело разума»: «Представить в разных превращениях государств шествие нравственности, успехи разума и падения его в разных гражданских постановлениях».

Илья Репин Пушкин на экзамене в лицее
© картина Ильи Репина Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815

Тот же подход использовался и при изучении наук нравственных, к которым помимо закона Божьего относились также логика, право и политэкономия. На первом этапе ученики усваивали общий взаимоувязанный строй базовых понятий. Затем переходили к детальному разбору всего спектра воззрений по тому или иному вопросу.

Пушкин окончил лицей в возрасте 18 лет с присвоением чина коллежского секретаря, то есть государственного служащего 10 класса по Табели о рангах. Университетов, наш великий поэт, как известно не оканчивал, но высшее образование, тем не менее, имел и потому должность в Коллегии иностранных дел получил по праву.

«Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с российскими университетами» – записано в учредительном постановлении.

В новой России такое явление, как частная авторская школа только начинает набирать обороты. И сегодня, конечно же, подобные учебные заведения не заменят собой университетское образование, ни в Британии ни в России. Однако высокий стартовый уровень студента по-прежнему во многом определяет не только его успешную учёбу в вузе, но и перспективы хорошего трудоустройства.