Перейти к основному содержанию

Какое отношение школьный гольф имеет к нормам морали

гольф
© Courtney Cook, unsplash.com

Минпросвещения РФ вынесло на общественное обсуждение проект приказа, который среди прочего исключает игру в гольф из школьной программы по физкультуре. Она существует там всего менее месяца, но большая работа по приобщению молодого поколения россиян к традиционной игре шотландских пастухов началась почти десятилетие назад.

Проект «Школьный гольф» в своё время выиграл грант Олимпийского комитета России. Развитие проекта предполагало оснащение всех школ страны инвентарем для гольфа, а в 30% учебных заведений должны были появиться пришкольные гольф-площадки малых форм.

В стране около 40 тысяч школ. Малый школьный набор для гольфа, по информации на сайте проекта, оценивается в 150000 рублей, то есть на всю страну понадобилось бы ₽6 миллиардов. Проектирование и строительство площадки для мини-гольфа, исходя из открытых коммерческих предложений в интернете, обходится примерно в 650000 рублей – ₽7,8 миллиарда на неполную треть школ согласно плану охвата. Общий размер финансирования сопоставим с двумя годовыми бюджетами Пскова.

Хрустальные мечты любителей гольфа разбились о требование Прокуратуры РФ «о приведении содержания федеральных образовательных программ в соответствие с основными принципами государственной политики» (письмо от 5 июня 2024 г. № 21/1-05-2024/Ид7654-24). Минпросвещения приводит прокурорские формулировки в своей пояснительной записке. Предлагаем оценить, как там поданы причины исключения гольфа и чир-спорта (танцевальная поддержка на стадионах) из программы физкультуры:

«[исключить], как практикуемые за рубежом виды физического воспитания школьников, не соответствующие отечественному историческому опыту и традициям, национальным нравственно-этическим нормам».

Расходование денег налогоплательщиков миллиардными суммами на знакомство школьников с ещё одной не самой популярной спортивной игрой – вопрос спорный. Но какое отношение он имеет к этике?

шар
© Wuz, unsplash.com

Впрочем, отметим, что апелляции к вопросам духовности и морали Прокуратура начала не первой. Вспомним, как гольф входил в школьную жизнь (цитата из приказа Минпросвещения от 19 марта 2024 года о внесении изменений в федеральные образовательные программы):

«Гольф, как средство воспитания, формирует у обучающихся чувство патриотизма, нравственные качества (честность, доброжелательность, дисциплинированность, самообладание, терпимость коллективизм) <…> Целью изучения модуля по гольфу является формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения»

Разработчики документа поясняли, что связь гольфа с российским патриотизмом проявляется в чувстве гордости за достижения национальной сборной по этому виду спорта. Отсылка к социальному самоопределению не расшифровывается. Однако она на поверхности. И молодёжь и люди постарше навскидку назовут десяток известных голливудских фильмов, где крупные бизнесмены и представители власти обсуждают за игрой в гольф «судьбы мира». Отождествление себя с успешными киноперсонами – это, вероятно, и есть социальное самоопределение.

скриншот Счастливчик Гилмор
© Кадр из кинофильма Счастливчик Гилмор", 1996 год, режиссер Деннис Дуган

В глазах обывателей спор двух государственных учреждений федерального уровня «о высоком» напоминает известную байку из армейской жизни – солдат должен быть при деле, поэтому первый взвод сегодня роет траншею, а второй – завтра будет её закапывать.

Ассоциацию гольфа России тоже можно понять: чем шотландский гольф хуже, например, английского футбола? Какой из этих видов спорта более патриотичен и близок российским морально-нравственным нормам?

Вероятно, Минпросвещения РФ не может однозначно ответить на этот вопрос. Поэтому одинаково благосклонно реагирует, как на инициативу гольфистов о приобщении школьников к их любимой игре, так и на возмущение прокуратуры по поводу её чужеродности. Мудрая политика. Правда, она вызвала две заметных волны саркастических откликов в социальных сетях по единственному, и, в общем-то, весьма невеликому информационному поводу.