Когда основные музеи и парки неоднократно исхожены, туристов тянет на «эдакое». Отсюда рождаются экскурсии по крышам, подвалам, заброшенным особнякам, дворам-колодцам и другим нетипичным для прогулок местам. Петербургу как городу контрастов в этом плане повезло – вариантов масса.
Город на Неве присутствует во многих знаковых произведениях русских писателей и поэтов. Дома, где «жили» известные литературные персонажи, сегодня осаждаются толпами интересантов ничуть не меньше, а, может быть, даже больше, чем музеи-квартиры авторов.
5 место. Дом Печорина
«Герой нашего времени» впервые появляется на страницах романа «Княгиня Лиговская», который Михаил Лермонтов так и не окончил. На первых страницах мы читаем, как Печорин на своих санях сбивает молодого чиновника Красинского:
«Султан и гнедой рысак пронеслись вдоль по каналу, поворотили на Невский, с Невского на Караванную, оттуда на Симеоновский мост, потом направо по Фонтанке, - и тут остановились у богатого подъезда, с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящею обделкой. Офицер слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошёл на блестящую лестницу; об раздавленном чиновнике не было и помину...»
Историки литературы считают, что речь идет об особняке, расположенном по адресу Фонтанка, 32. Он был построен по заказу тезки Печорина – Григория Кушелева, представителя старинного рода, участника русско-турецкой войны и адмирала, который в правление Павла I фактически осуществлял руководство российским флотом.
Современникам здание напоминало «венецианское палаццо», построенное в стиле Возрождения. О его роскоши можно судить только по акварелям Луиджи Премацци, который запечатлел его фасад. Дом сохранял свой внешний вид, по меньшей мере, до Великой Отечественной войны, однако потом был полностью перестроен и утратил свою красочность.
Писатель поселил Печорина на втором этаже, там же, где находились хоромы Кушелева. Сегодня скромная двухкомнатная квартира в этом здании продается за 20,5 миллионов рублей, так что у желающих есть возможность поселиться если не в самой квартире «героя», то по соседству.
4 место. Дом Пиковой дамы
Надо сказать, что улица Гороховая занимает особое место в литературе. Здесь жили Обломов Гончарова и Вера Павловна Чернышевского (без указания точных адресов). В доме 41 обитал Рогожин из романа «Идиот» Достоевского. Но все они по своей популярности уступали зданию на Гороховой,10.
Здесь жила княгиня Наталья Голицына, ставшая прообразом графини в повести Александра Пушкина «Пиковая дама».
Голицыны, перебравшиеся в Петербург из Франции после революции, любили жить на широкую ногу. Дом быстро стал великосветским салоном, где на балах и обедах бывали члены царской семьи, художники и другие известные лица. Сам Пушкин жил по соседству – на Большой Морской, 26 – и неоднократно бывал там.
Хотя образ главной героини «Пиковой дамы» считается собирательным, детали биографии, внешность и дом словно списаны с Натальи Петровны. В молодости она слыла красавицей, но возраст не пощадил ее, наделив усами и бородой. В Петербурге за глаза её называли «Усатой княгиней». Этот портрет ветхой старухи, обладавшей отталкивающей внешностью «в сочетании с острым умом и царственной надменностью», возникал в воображении читателей романа.
«...При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся», - писал Пушкин в 1834 году.
Говорили, что внучатый племянник Голицыной князь Сергей Голицын-Фирс рассказал Пушкину, как однажды начисто проигрался в карты и бросился к своей богатой бабке с мольбой о помощи. От её французского друга, небезызвестного графа Сен-Жермена, Наталье Петровне была известна тайна трёх карт — тройки, семёрки и туза. Если верить фольклору, он тут же отыгрался.
В здании многократно проводились масштабные реконструкции. В советское время там что только ни размещалось - Центральная комендатура, Управление Уголовного розыска, Общество Красного Креста и даже Лечебница комитета по оказанию помощи бедным евреям.
В 1993 году дом Пиковой дамы был включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ. Сегодня в нем работает городская поликлиник №1.
3 место. Нос майора Ковалева
История о том, как в Петербурге появилось целых три памятника носу не менее абсурдная, чем одноименное произведение Гоголя.
В 1995 году на углу Римского-Корсакова и проспекта Вознесенского на стене дома 36/11 в рамках фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» был установлен один из самых необычных памятников города – изготовленный по мотивам сатирической повести Николая Васильевича барельеф. Его создал автор «Чижика-Пыжика» на Фонтанке Резо Габриадзе.
Почему на Вознесенском проспекте, спросите вы? Ответ очевиден – именно там по сюжету он был впервые обнаружен цирюльником в своем хлебе во время завтрака.
И все бы ничего, но в сентябре 2002 года памятник неожиданно пропал. Ох и шуточек ходило тогда по этому поводу… Завели уголовно дело, но похитителей так и не нашли.
Власти города решили устранить прореху и установили копию на Музее городской скульптуры в переулке Чернорецком, 2. Однако спустя год после пропажи подлинник неожиданно вернулся. Точнее, в полуразрушенном состоянии он был обнаружен в одной из парадных Средней Подьяческой, 15. Его отреставрировали и повесили на старое место. Полиция предположила, что нос отвалился под собственной тяжестью, а потом его просто кто-то унес.
Двух носов-близнецов кому-то показалось мало, и в 2008 году во дворе филологического факультета по адресу Университетская набережная, 7-9 появился отдельный памятник неоднозначному литературному герою. Вся эта история – отличный повод перечитать фантастическое произведение Гоголя.
2 место. «Нехорошая квартира» Булгакова
«Мастер и Маргарита» несколько раз возглавлял рейтинг «Моя главная книга», проведенный Министерством образования России. Эта любовь длится уже не одно десятилетие. Фанаты не только любят перечитывать текст бесконечное количество раз, но и посещают места, о которых в романе говорится напрямую или опосредованно.
«Нехорошая квартира», где поселился Воланд и проходил «бал сатаны», вызывает множество споров. С одной стороны, существует официальная версия, согласно которой ее прототип находится в Москве на Большой Садовой улице, 10, где писатель жил в 1921-1924 годах. С другой стороны, есть альтернативная версия - действие «Мастера и Маргариты» происходит в Петербурге в Толстовском доме. И доказательств обоснованности этого варианта ничуть не меньше.
«Нехорошая «булгаковская» квартира имела № 50, семь комнат и была расположена на пятом этаже пятиэтажного дома. По иронии нечистой силы нехорошая «толстовская» квартира имеет № 60, восемь комнат и расположена на шестом этаже шестиэтажного дома», - отмечает искусствовед Марина Колотило.
Если быть до конца точным, то реальный номер квартиры – 660, так как первой цифрой здесь принято обозначать этаж.
Одним из ее настоящих жителей был известный востоковед и специалист по древним рукописям, профессор Петербургского университета Дмитрий Позднеев. На его сестре был женат дядя Булгакова – протоирей Петр Булгаков, и во время посещения Ленинграда писатель останавливался на набережной Фонтанки.
Именно его историки литературы называют прототипом Воланда. Вот лишь некоторые совпадения в описании персонажа и Дмитрия Матвееича: оба востоковеды профессорского звания, курили трубку, говорили низким басом и имели оригинальную внешность, выделявшую их из толпы. Дорогие заграничные костюмы, одна бровь выше другой, глаза разного цвета, и один из них – словно «пустой, мертвый». Позднеев ещё в юности лишился левого глаза, в Японии ему изготовили фарфоровый протез, который сильно отличался по цвету от живого правого.
В 1937 году он не вернулся домой. Позже семье удалось выяснить, что спустя месяц после пропажи он был расстрелян.
Квартира в Толстовском доме не теряет своей популярности. Здесь регулярно водят экскурсии и проводят фотосессии.
1 место. Дом Раскольникова
В нашем рейтинге это безусловный лидер. Автор строк лично знал человека, который, ступив на перрон Московского вокзала, сразу спросил, где находится Гражданская улица, 19. Фанат Федора Михайловича заранее выписал все адреса, фигурирующие в известном романе. И первым в этом списке был угол Столярного переулка и Гражданской улицы – официальное местожительства Родиона Раскольникова, где находилась его каморка, и где он взял злосчастный топор.
Желтый дом хоть и располагается в центре города, но в его депрессивной части. Квартира хозяйки, у которой Раскольников снимал комнату, находилась на четвёртом этаже. Минуя тринадцать ступенек, посетители попадают на чердак.
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру», - звучит описание жилища.
Сейчас его назвали бы «эргономичной студией», но сам герой предпочитал сравнивать комнату с гробом и крошечной клетушкой, которая всем своим видом взывала в нем раздражительность и ненависть.
В 1999 году на углу дома установили горельеф из бронзы и гранита с мужской понурой фигурой и надписью, составленной Дмитрием Лихачевым и Даниилом Граниным: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества». Для посещения дом закрыт, на воротах жильцы установили кодовый замок. Их можно понять, учитывая нескончаемый поток желающих посмотреть дом подробнее.
По роману «Преступление и наказание» сняли больше 25 фильмов. Причем не только русские, но и японские ,индийские, финские, английские.