Минобрнауки РФ до конца текущего года обещает представить рейтинг университетов по показателю трудоустройства выпускников. Замминистра Дмитрий Афанасьев сообщил об этом в своём выступлении на Международной энергетической неделе.
Для работодателей важно, чтобы новое ранжирование учитывало занятость не вообще, а в соответствии с дипломом. Существующие отечественные вузовские рейтинги – «Три миссии университета», «Интерфакс» и RAEX – такими данными не оперируют.
Например, агрессивно рекламируемый сегодня RAEX. Его методика ранжирования содержит раздел «Уровень востребованности выпускников работодателями», но критерии оценки даже косвенно не позволяют судить о трудоустройстве по специальности. Среди них, например, присутствие выпускников того или иного вуза в руководстве крупнейших российских компаний и уровень развития системы базовых кафедр (университеты создают их совместно с предприятиями).
В 2019-м году на сайте Минобрнауки все-таки появилась информация о доле трудоустройства по специальности. Представители вузов комментировали в соцсетях механизм подготовки этих данных: министерство просто свело к общему показателю непроверенную университетскую отчетность. Те, естественно, себе не враги – истолковали все спорные моменты в свою пользу. Однако даже по очевидно завышенным данным в стране только 60% выпускников работают по диплому.
Составить корректный рейтинг трудоустройства будет крайне сложно, поскольку даже сами выпускники зачастую не могут точно сказать, соответствует ли их работа вузовскому диплому. Согласно данным Обследования рабочей силы Росстата каждый пятый из респондентов затруднился дать определённый ответ на этот вопрос: «скорее по специальности» ответили 14%, «скорее нет» – 6%.
Не удивительно. В России существует довольно громоздкая система стандартов, во многом – наследие СССР. Проблема в том, что они не связаны между собой.
Выпускник университета сегодня получает диплом с указанием квалификации и направления подготовки (для бакалавров и магистров) или специальности (в специалитете). Например, экономиста по направлению «Экономика».
Свежеиспечённый бакалавр идёт с таким стандартным дипломом на сайт «Работа в России» и понимает, что вакансий для менеджера там почти втрое больше чем для экономиста. Хотя соотношение этих двух направлений в университетском выпуске 2023 года – обратное, на 36 тысяч менеджеров 51 тысяча экономистов.
Как выясняется, данное несоответствие не является проблемой для рынка труда. Подавляющее большинство вакансий по обеим позициям содержат одинаковое требование о наличии у соискателя высшего образования – любого.
Другое дело, что должностные обязанности в описаниях вакансий указаны довольно чётко. В этот раздел вписаны вполне конкретные навыки и умения. Слагаемое опыта в формуле успешного трудоустройства часто имеет гораздо большее значение в сравнении с квалификацией по диплому. Последний лишь подтверждает образовательное усердие молодого человека и приемлемый уровень его кругозора. Оттого и возникают у молодых специалистов сложности с поиском работы при низком общем уровне безработицы в стране (2,7%).
Невнимание работодателей к тому, что написано в дипломе характерно не только для экономистов. Подобная проблема в той или иной мере проявляется в любой профессиональной сфере. Возьмем, к примеру, весьма конкретную вакантную позицию «Скульптора – лепщика». Работодатель приглашает соискателей заниматься реставрацией, консервацией и воссозданием декоративно-художественной штукатурной отделки. Требование о наличии высшего художественного образования отсутствует, хотя вузовский диплом всё-таки нужен, как факт. Главное – иметь сертификат о дополнительном образовании в области сохранения объектов культурного наследия.
Если будущему непосредственному начальнику важен опыт работы соискателя, то кадровику нужно правильно вписать должность нового работника в трудовую книжку и штатное расписание. На этот счет есть отдельные федеральные стандарты. Автономные от вузовских.
При такой разорванной системе стандартизации неудивительно, что стране до сих пор не удаётся решить главную задачу в области высшего образования – создать эффективную систему государственного заказа на профессионалов высокой квалификации с учетом перспективной потребности рынка труда.
Результат: сегодня 46% взрослых россиян заявляют о желании сменить не просто место работы, но и саму профессию. С ними система профессионального образования работала вхолостую.