
Интерес школьников к физике – важнейшей для понимания материального мира учебной дисциплине - дошел сегодня в России едва ли не до самой низкой точки. Ещё в 2019 году её выбрали в качестве дополнительного предмета на ЕГЭ 149 400 одиннадцатиклассников. К 2023 году таковых осталось всего 91 095. Высокий уровень естественнонаучной грамотности по международным методикам сегодня демонстрируют лишь 4% учеников российских школ.
До массового увлечения физикой, как это было в 1960-70 годы прошлого века сегодня далеко, как до Луны. Тогда подростки увлеченно собирали радиоприемники, штудировали журнал «Юный техник» с его приложением «Библиотечка для умелых рук». Сегодня даже для продвинутых компьютерных пользователей, физическое устройство и принцип работы не только домашней электроники, но и простейших электромеханических приборов, как правило, составляют тайну за семью печатями.
Да, определенные усилия по исправлению положения прикладываются. Появились отдельные сигналы по улучшению качества преподавания. В 2024 году увеличилось количество стобалльников на ЕГЭ по физике – 769 человек, против 190 в прошлом году. Вырос и средний балл: c 54,85 до 63,21. По охвату Минобрнауки РФ расширяет перечень специальностей, где для поступления на первый курс вузы могут установить обязательное требование по сдаче экзамена по физике. Но все это никак несравнимо с тем же обществоведением.
Сегодня перед страной стоит важнейшая задача укрепления технологического суверенитета. Без совершенствования системы подготовки инженерных кадров её не решить, а высшая школа в этой работе должна опираться на качественную базу школьной подготовки, где физика – ключевой предмет. От уровня её преподавания в школах, от качества учебно-методических материалов зависит успех всех следующих этапов большого процесса приоритетного развития наукоёмкой промышленности.
Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II реализует пилотный проект по модернизации системы подготовки инженерных кадров. Вуз инициировал программу «Лидер школы», содействующий росту популярности инженерного образования среди подростков. И очевидно, что усилия Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) под руководством Григория Трубникова по совершенствованию методики преподавания физики в рамках среднего образования не могли остаться без внимания вуза.
Делегация горняков в октябре текущего года посетила Дубну, где учебно-научный центр ОИЯИ в рамках проекта «Инженеры будущего» разрабатывает учебно-методический комплекс для углубленного изучения важнейшего естественнонаучного предмета. Помимо учебников он содержит тетради-тренажеры, задачники, видеоматериалы и поурочные методические рекомендации для преподавателей.
В конце февраля текущего года Минпросвещения РФ включило в рекомендованный федеральный перечень учебник для углубленного изучения физики в 7-9 классах под редакцией сотрудника ОИЯИ, профессора Юрия Панебратцева. Следом выйдет аналогичная книга для старшеклассников.
«Подготовкой учебно-методического комплекса углубленной физики занимаются высококлассные специалисты с большим опытом работы. Личное знакомство с рабочей группой позволяет мне говорить об этом совершенно определенно. Они подготовили уже не один учебник. На этот раз перед коллективом стояла нелегкая задача – собрать лучшие практики преподавания физики и составить учебник так, чтобы он соответствовал всем федеральным образовательным стандартам и учитывал своеобразие нынешнего поколения школьников. Их необходимо заинтересовать, побудить вдумчиво и увлеченно заниматься этим важным предметом», – рассказал руководитель проекта Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО на базе Санкт-Петербургского горного университета Алексей Душин.
Вопрос выбора учебников из федерального перечня каждая российская школа сегодня решает для себя самостоятельно. Вердикт экспертов Горного университета однозначен: для роста интереса к предмету и его понимания методологический подход творческого коллектива Института ядерных исследований оптимален. Вуз готов задействовать весь свой авторитет для того, чтобы учебники Панебратцева максимально широко вошли в школьный обиход.
Их, как минимум, должны взять на вооружение инженерные классы. Такие как «Энергокласс» школы №334, созданный совместно Горным и Ленэнерго, «Фосагро-классы», «Газпром-классы», специализированные классы других флагманских отечественных концернов.
Учебники в рамках проекта «Инженеры будущего» разрабатываются в логике «деятельностного» подхода. По мнению экспертов Горного, они, как нельзя лучше соответствует задачам подготовки инженерных кадров. Принципиально меняется отношение к преподаванию: школьники не просто пополняют «багаж» знаний, а становятся соучастниками образовательного процесса. Им прививается умение творчески мыслить, самостоятельно искать и находить недостающую информацию, включаться в исследовательскую работу.
Одним из шагов к повышению качества школьной физики с помощью учебника Панебратцева может стать создание Горным университетом на собственной базе сетевого образовательного центра для школьников, где юные петербуржцы смогут изучать физику факультативно. Современное техническое оснащение лабораторий Горного университета позволит сделать процесс освоения этой дисциплины более наглядным. Такой опыт есть, например, в Татарстане, где на базе «Татнефти» действует интерактивный познавательный центр «Алметрика». В специально оборудованном комплексе любой житель республики может поработать на приборах, вызывающих молнии или пройти квест по самостоятельному построению трехмерного пространства.
Методическая основа проекта «Инженеры будущего», конечно, будет адаптирована к использованию и в вузовском образовании. Сейчас в Горном будущим инженерам в рамках первых двух лет обучения предлагается модуль из общеобразовательных и общетехнических дисциплин. Это и ликвидация пробелов школы и подтягивание студентов из обычных классов к уровню тех, кто изучал предмет углубленно. Без формирования у студентов прочной естественнонаучной базы дальнейшее движение в сторону подготовки полноценного инженера невозможно.
Горный университет уже приступил к адаптации опыта ученых Дубны в формировании собственных учебных программ в рамках единого для всех специальностей образовательного модуля.
«Важно, что разработки коллег подбираются с учетом присущего современным молодым людям «клипового» мышления: в них нет громоздких текстовых блоков, здесь подобраны интересные лабораторные и практические задания, тщательно продумано сопровождение в виде тетрадей-тренажеров, практикумов, мотивирующих видеоматериалов по каждой главе. Вплоть до конструкторов уроков», – отметил Алексей Душин.
Парадигма развития «школа-вуз-производство», которая позволяет с младых ногтей готовить будущих инженеров, - это не лозунг, а ежедневная кропотливая работа. По заветам Ломоносова, мечтавшего о массовом появлении в стране «…быстрых разумом Невтонов». Напомню, что так Михайло Васильевич произносил имя великого физика Исаака Ньютона.