В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II завершилась Международная научно-практическая конференция «Транспорт. Взгляд в будущее». В ней приняли участие топ-менеджеры ведущих автопроизводителей, таких, например, как БЕЛАЗ и КАМАЗ, Петербургского метрополитена и Горэлектротранса, представители федеральных и региональных органов власти.
Участники форума обсудили внедрение современных технологий, позволяющих повысить эффективность логистики пассажирских и грузоперевозок. В их числе - управление трафиком, спутниковые системы навигации, беспилотные автомобили и ряд других. Одной из наиболее актуальных проблем отрасли практически все выступающие назвали острый кадровый голод, вызванный очевидной нехваткой молодых инженеров и недостатком времени, которое выделяется на практическое закрепление знаний во время обучения студентов.
Ректор Горного университета Владимир Литвиненко, открывая конференцию, призвал присутствующих «использовать все возможные механизмы для защиты суверенитета нашего государства», в основе которого лежит богатейший интеллектуальный и ресурсный потенциал. Использовать его в полной мере долгие годы мешал навязанный нам Западом Болонский процесс, функционал которого – гуманизация молодёжи, а не подготовка специалистов для реального сектора экономики, как это было во времена СССР.
«От того, насколько правильно мы сегодня мыслим и точно выбираем стратегии развития в горизонте планирования на 5, 10 и более лет вперёд, зависит устойчивость всего нашего общества. В её основе – кадры, в том числе те, которые придут работать в ваши компании в будущем. С учётом того, что средний возраст инженеров, не только в России, но и в мире в целом, постоянно растёт, вопрос компетентности тех, кто придёт им на смену, становится приоритетным», - подчеркнул Владимир Литвиненко.
Он рассказал делегатам форума о реализации в Горном университете пилотного проекта по совершенствованию системы подготовки кадров, инициированного Владимиром Путиным, и его базисных пунктах. В частности, о значительном увеличении сроков производственных практик, что позволит выпускникам гораздо быстрее адаптироваться на предприятиях, куда они трудоустроятся.
«Я согласен: любого человека можно за месяц или даже быстрее научить бурить, но в этом случае он всего лишь узнает, на какие кнопки жать и какие рычаги поворачивать. Он не будет понимать суть производственного процесса, его экономическую составляющую, технические характеристики и возможности вверенной дорогостоящей техники. Для того, чтобы использовать её максимально эффективно, уметь оперативно расширять свои навыки и, тем более, переквалифицироваться для работы в смежных областях, необходима фундаментальная подготовка и обязательное закрепление лекционного материала на практике. В завершение каждого весеннего семестра наши студенты едут либо на наши собственные полигоны, например, в Саблино, где собрано несколько десятков современных буровых установок различных типов, либо на площадки наших академических партнёров», - рассказал Владимир Литвиненко.
В числе предприятий, которые сотрудничают с первым техническим вузом России по целому ряду направлений, - белорусский БЕЛАЗ. Несколько лет назад в Горном университете был открыт центр компетенций этого автогиганта. В его аудиториях студенты могут не только подробно изучить на стендах все узлы и детали, из которых состоит различная горнотранспортная техника, но также почувствовать себя пилотом гигантского самосвала за рулём тренажёра-симулятора и даже принять управление настоящим беспилотником.
«Нам нередко приходится доучивать выпускников. Более того, некоторые из них, попадая на производство, порой не вполне точно представляют, чем им в принципе придётся заниматься. Поэтому у меня нет сомнений в том, что решение увеличить срок практик – абсолютно верное. Будущий инженер, ещё во время учёбы, должен максимально погрузиться в специальность для того, чтобы понять, какие задачи будет ставить перед ним компания, и как он их будет решать. Правда, у нас, в Белоруссии есть значительное подспорье – обязательная отработка на предприятиях для тех выпускников, которые учились за государственный счёт, в течение двух лет. Наша задача – превратить их за это время в настоящих инженеров и удержать», - отметил заместитель генерального директора по стратегическому развитию и корпоративному управлению БЕЛАЗа Алексей Грачёв.
Кстати, именно белорусы ещё в 2018 году не только представили публике первый в Союзном государстве беспилотный самосвал, но и испытали его в разрезе Черногорский, принадлежащем СУЭКу. Несмотря на лестные отзывы, в массовое производство он пока не поступил – видимо ментально к отказу от человека за рулём отечественный бизнес ещё не готов.
О больших перспективах этого направления на форуме говорил директор по науке и работе с образовательными учреждениями группы компаний «Цифра», занимающейся производством программных продуктов для горных и нефтегазовых предприятий, Алексей Клебанов. Он особо отметил удачный выбор площадки для проведения конференции. Ведь проект «Интеллектуальный карьер» был впервые анонсирован в 2011 году именно в стенах Горного университета.
«Во всём мире в горной отрасли сейчас работает порядка 2,5 тысяч самосвалов-роботов. Компания Camatsu, к примеру, инвестировала в профильные проекты миллиарды долларов. В России данный сектор развивается недостаточно быстро, несмотря на апробированные отечественные решения мирового уровня. Для того, чтобы изменить ситуацию необходимо рассмотреть принципы организации удалённых центров управления горными предприятиями и отраслью в целом. При этом партнёрская экосистема производственных, надзорных, проектных, информационных, научных и горных компаний должна формироваться на базе образовательных организаций как основных интеграторов интеллектуального и человеческого капитала», - уверен Алексей Клебанов.
Отметим, что в конференции приняли участие представители органов власти, компаний-разработчиков и производителей перспективных транспортных технологий, крупных предприятий, научных и общественных организаций. В их числе председатель комитета Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк, первый заместитель генерального директора компании КАМАЗ Ирек Гумеров, генеральный директор «Группы Телематика-Один» Леонид Парамонов, начальник петербургского метрополитена Евгений Козин.