Правительство утвердило комплексный план повышения качества математического и естественнонаучного образования до 2030 года. Предполагается, в частности, ежегодно на 10% увеличивать количество учеников профильных классов по этим предметам, сделать экзамен по физике обязательным при поступлении на инженерные специальности университетов, провести массовое повышение квалификации учителей и увеличить среди них долю молодежи.
Пересечение сфер компетенций Минпросвещения и Минобрнауки РФ в документе проявилась, пожалуй, как никогда явно. Два министерства будут реализовывать план в тесной связке друг с другом. Такой формат работы наверняка снова выведет на повестку дня вопрос об их слиянии. Он уже неоднократно поднимался депутатами Госдумы и Совета Федерации РФ, обсуждался в правительстве, о возможности такого решения для перехода к «бесшовному» образованию высказывался и Владимир Путин.
Напомним, до мая 2018 года существовало объединённое Министерство образования и науки Российской Федерации – вопросы развития школы, среднего и высшего профессионального образования находились в одних руках. Аргументы в пользу разделения: подчинить вузовскую и академическую науку одному министерству, упразднив ФАНО (Федеральное агентство научных организаций), обеспечить равное внимание школам и университетам, поскольку существовало мнение, что министр, пришедший из вузовской сферы, будет заниматься школами по остаточному принципу, и наоборот.
С момента образования двух отдельных министерств – просвещения и образования и науки прошло семь лет, и большинство экспертов высказываются определенно: противоречия, возникшие из-за разделения, стали гораздо весомее, чем аргументы в его пользу. Школы, как учреждения подведомственные Минпросвещения, заинтересованы показать высокие баллы на ЕГЭ, поэтому старшеклассников «натаскивают» на решение типовых экзаменационных заданий. Такая стратегия совершенно не согласуется с интересами университетов, которым важны не баллы, а прочные базовые знания у первокурсников, чтобы их не нужно было «доучивать» по школьной программе. Кроме того, с каждым годом всё очевиднее становится несогласованность правил приёма, стратегий формирования перечня специальностей между вузами и учреждениями среднего профессионального образования.
Критики идеи возврата к единому регулятору на всех ступенях образования и в сфере науки считают, что сфера его ответственности будет чрезмерно широка. Вероятно, они забывают, какой гигантский качественный сдвиг в образовании произошел в период, когда Народный комиссариат просвещения регулировал в нашей стране не только всё образование и науку, но и библиотечное дело, театры, музеи и кино – то есть всё, что сегодня подотчётно Минкультуры (период с 1917 по 1946).
Например, количество студентов на 100 тысяч человек населения увеличилось с 16 до 50 человек. Неграмотных людей было более половины, а к 1939 году осталось менее 10%. До сих пор «сталинские» школьные учебники пользуются огромным спросом – зачастую только они способны помочь ребенку понять, а не просто вызубрить учебный материал.
В 1946 году в СССР появилось отдельное Министерство высшего и среднего специального образования. Регулирование вузов и школ ушло в разные руки. В пику этой отечественной реформе в 1949 году Китайская народная республика наоборот соединила два регулятора в одно Министерство образования КНР, которое и по сей день весьма успешно и «бесшовно» повышает интеллектуальный уровень населения Поднебесной.
В китайских школах математика и физика уже давно являются доминирующими предметами. А в высшем образовании, соответственно, превалируют технические специальности. Стране очевидно нужнее инженеры и строители, а не юристы и экономисты. Их подготовка тесно связана с реальной экономикой.
Например, в Университете Сюйджоу кроме лекций и работы в лабораториях студент или студенческая команда сразу получают место в классах и мастерских, где могут выпускать собственных роботов. То есть моделировать на компьютерах их ходовые части, запускать эти программы в «мозги» станков с ЧПУ, и затем печатать компоненты на промышленных принтерах по собственному оригинальному эскизу.
В обязательном порядке аспиранты, магистры и бакалавры участвуют в проведении экспериментов по заявкам различных компаний с целью разработки нового оборудования или новых систем управления. И не в качестве зрителей, а в качестве полноправных участников процесса. Например, студенты вместе с учеными разработали программу по предотвращению шахтных ударов. Суть ее в том, что датчики, расположенные за тысячи километров вот от этого класса на реальных выработках, своевременно посылают сигнал об опасности, и руководство объекта принимает решение об эвакуации. Эта конкретная панель уже спасла много жизней.
Государственные расходы КНР на образование в 2023 году составили 6,46 триллиона юаней, что в 68 раз превышает аналогичные ассигнования в России. Структура финансирования по всей цепочке от дошкольного до поствузовского образования, находится в единых руках, и все её элементы строго увязаны между собой.
Российские законодатели и правительство пока не решаются упростить управленческую структуру в сфере образования, несмотря на многочисленные высказывания авторитетных экспертов и видных государственных деятелей в пользу такого решения. Конечно, любая пертурбация повлечет за собой определенные издержки. Однако в США, стране, чьи университеты буквально оккупировали первую двадцатку глобальных образовательных рейтингов, образовательное министерство среди прочих правительственных организаций является самым малочисленным.
Более того, победитель президентских выборов Дональд Трамп всерьез обсуждает вопрос о его закрытии. Это отнюдь не будет означать наступление безграничной университетской «вольницы». Трамп собирается усилить систему государственной аккредитации университетов и колледжей, и готов решить эту задачу с минимальным штатом управленцев.