Дефицит педагогов в мире достиг 44 миллионов учителей. По данным ЮНИСЕФ, именно столько специалистов необходимо, чтобы образование стало доступным каждому человеку на Земле. Наиболее ощутимо эта глобальная проблема ощущается в странах Западной и Центральной Африки, на которые приходится треть обозначенной цифры.
Помимо низких зарплат, перегруженности классов и недовольства рабочим графиком ситуация там усугубляется локальными конфликтами и нестабильностью. В Буркина-Фасо, например, из-за действий террористических группировок в прошлом году закрылись около 6 тысяч школ, 31 тысяча учителей покинуло свои рабочие места и более одного миллиона детей лишились возможности учиться.
Не менее острый дефицит лекторов наблюдается в африканских вузах. Особенно это касается профессорско-преподавательских кадров в высокотехнологичных отраслях с учеными степенями – не хватает кандидатов наук, практически отсутствуют доктора.
Для решения этой проблемы Россия, которую связывает с Африкой давнее сотрудничество в области образования, предлагает два пути. Короткий путь - шести- и девятимесячные программы по повышению квалификации преподавателей, и более длинный – обучение в аспирантуре. Он занимает три-четыре года, но эффективность его в дальнейшей перспективе гораздо сильнее.
Сегодня в рамках совершенствования российской системы высшего образования, инициированного президентом Владимиром Путиным, проходит кардинальная перестройка подготовки аспирантов. Ее цель – вырастить не абстрактно «научно-педагогические кадры», а именно сильного и высокомотивированного преподавателя. Этот акцент на педагогике делает вариант с отправкой студентов в аспирантуру более актуальным для африканских стран.
Самым активным участником пилотного проекта по модернизации инженерного образования является Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II. Сегодня в его стенах с легкостью можно увидеть, как молодой иностранец ведет лабораторную или практическую работу со студентами. Это будущие лекторы Африки.
Аспирант 3-его курса Ахмед Коне приехал в Россию из Кот-д’Ивуар. Он окончил на родине бакалавриат и магистратуру по общей геологии и геофизики в Университете Феликса-Уфуэ-Буаньи, где учились премьер-министры, министры и даже президенты республики и соседних государств. Однако на фоне открытия нескольких богатейших нефтегазовых месторождений на шельфе страны в течение последних пяти лет, приведших к колоссальному приросту запасов углеводородов, молодой человек принял решение поменять квалификацию.
«Сложилась критическая ситуация, когда были обнаружены в большом количестве полезные ископаемые, но ни профильных кадров, ни образовательных программ для их воспитания не оказалось. Наше правительство заключило контракты на проведение поисковых и добычных работ с крупнейшими мировыми нефтяными монополиями – Total, Eni, Canadian Natural Resources, Svenska Petroleum Exploration и других. Они заходили со своим оборудованием и штатом инженерно-технического персонала. У ивуарийцев, желающих там работать, был лишь один вариант – получить образование за границей. Согласно договоренности с Францией мы можем поступить во Французский институт нефти (EFP) в окрестностях Парижа, однако фактически сделать это нереально», - рассказал Ахмед.
Среди специализирующихся на добычи нефти стран Коне выбрал Россию - ориентировался на «соотношение цена/качества образования». Первые три года он провел в Западной Сибири. В Томске отучился на подфаке, где иностранные студенты в течение одного года изучают русский язык. Затем юноша окончил магистратуру в Тюменском индустриальном университете по направлению «разработка нефтегазовых месторождений».
Наконец, Ахмеду удалось получить квоту Правительства России на бесплатное обучение в аспирантуре Санкт-Петербургского горного университета. Большое значение для него имело место университета в международных рейтингах, так как «работодатели в Кот-д’Ивуаре будут оценивать диплом во многом по этому фактору».
«Сегодня в России хотят вернуть старую советскую систему высшего образования, уйти от бакалавриата и магистратуры. Могу сказать, что лучший технический вуз Кот-д’Ивуара - Национальный политехнический институт Феликса Уфуэ-Буаньи - традиционно выпускает именно специалистов, которые обучаются 5 с лишним лет. Бакалавров и магистрантов там нет, и никогда не было. У нас этот уровень образования называется cycle engineer. На русский язык его можно перевести как инженер полного цикла. Освоенные во время учебы технические знания и навыки бизнес-анализа, позволяют им в ходе работы принимать решения, основанные на лабораторных данных, экономических тенденциях, бизнес-процессах, потребностях клиентов и других факторах. То есть производство получает абсолютно готового инженера, способного нести ответственность за все аспекты того или иного проекта», - объяснил Ахмед.
Конечно, проводимая реформа высшего образования не ограничивается одним возвращением к специалитету.
«В реальности изменения гораздо глубже, и уже сегодня я как аспирант чувствую эффект от нововведений. Учебная программа стала гораздо насыщенней. Введение дисциплин по педагогическому мастерству позволило соблюсти баланс между педагогическими и научными компетенциями. Я прошел аттестацию и получил удостоверения «Ассистент-стажер» и «Профессиональный преподаватель», предоставляющие право на самостоятельное проведение занятий», - рассказывает Ахмед.
В прошлом году он вел у студентов лабораторные работы по капитальному ремонту скважин, в этом - практические занятия по математическому компьютерному моделированию. Ивуарец признается, что никогда не мог даже представить, что он, молодой иностранный ученый, получит такую возможность в России.
«Я всегда думал, что смогу преподавать лишь на родине. Поэтому здесь я концентрировался на науке – восемь месяцев практиковался в научных центрах в Сибири (Тюменском научном нефтяном центре и Научном центре ТюмГУ), публиковал статьи в журналах, входящих в ВАК и Scopus, получал патент на программу для расчета реологических параметров полимерных растворов, которую можно будет использовать для увеличения коэффициента извлечения нефти. Каково же было мое удивление, когда мне не просто разрешили, а обязали, как и всех аспирантов, начать практиковаться в качестве преподавателя уже со второго курса!» - восклицает Коне.
По возвращению на родину он планирует получить работу в исследовательском центре при министерстве горнодобывающей промышленности и нефти Кот-д’Ивуара. Практически вся геологоразведка и добыча углеводов долгие годы осуществлялась иностранцами, поэтому и с научной, и с законодательной точки зрения государство остро нуждается в собственных инициативах. Получив понимание, как работает структура изнутри, Ахмед рассчитывает заняться преподаванием и готовить кадры для решения конкретных задач своей страны.
Проблемы с подготовкой «кадров, которые готовят кадры» знакомы и Мозамбику. Чуррана Ненуш окончил в Горном университете бакалавриат и магистратуру и рассчитывал вернуться домой, однако когда узнал о модернизации аспирантуры в сторону усиления педагогических компетенций, передумал.
«Высшее образование Мозамбика остро нуждается в развитии. У нас катастрофически мало профессионалов в области нефтегазового производства. Все местные специалисты учились за рубежом. Но для качественного рывка необходимо, чтобы кадры рождались непосредственно в наших университетах. Образовательных курсов по подготовке бакалавров, специалистов и аспирантов в областях, связанных с углеводородами, нет в принципе. Как и среднего профессионального образования в этой сфере. Если мы ничего не изменим, то просто будет обречены на доминирование зарубежных стран», - считает аспирант первого курса на кафедре отраслевой экономики.
Горная промышленность является лидером экономики республики, но она целиком зависит от иностранной помощи. Большую роль в разработке месторождений играет капитал и технологии соседней ЮАР, стран Европы и Австралии.
«Самое главное, у нас нет людей, способных создавать как специализированные курсы, так и масштабные программы по подготовке кадров с учетом экономических потребностей именно моей страны. Это может сделать только ее гражданин! Проблема дефицита педагогов отчасти заключается в том, что большинство мозабмикцев удовлетворяются бакалариатом и идут работать. В итоге практически нет тех, кто бы в научно-образовательном плане был выше уровнем, чтобы тянуть вверх остальных. Даже если бакалавры пойдут в педагоги, им не хватит квалификации для передачи знаний и взаимодействия со студентами. Поэтому я пошел в «новую аспирантуру», которая направлена на подготовку одновременно ученого и преподавателя», - рассуждает Чуррана Ненуш.
Именно такая оценка ситуации в Мозамбике делает его одним из самых мотивированных к учебе аспирантов. Сегодня он слушает лекции по педагогике и проходит тренинги по созданию плана занятий, выбору методики преподнесения материала и его адаптации к уровню слушателей. В конце года - пройдет аттестацию на «Ассистента-стажер» и получит свою первую кафедральную нагрузку в размере 200 часов преподавания в год.
Напомним, повышению интеллектуального и кадрового потенциала стран континента был посвящен Международный форум, который прошел в октябре 2024 году в рамках работы консорциума «Недра Африки». Объединение было создано по инициативе Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II и Центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО.