Перейти к основному содержанию

Эксперименту по реформе высшего инженерного образования уже полтора года

1 сентября
© Форпост Северо-Запад

Конец января, и студенты Горного университета сдали зимнюю сессию. Ровно полтора года назад стартовал пилотный проект по модернизации российской системы высшего образования. Нынешние второкурсники уже «пережили» три семестра и 13 экзаменов. В этом году ребята заканчивают углубленно изучать общеобразовательные и общетехнические дисциплины в рамках «базового» модуля». И понемногу приступают к дисциплинам по своей специальности и получению практических навыков, на это у них есть еще четыре с половиной года.

Напомним, в 2023 году абитуриенты впервые поступали в Горный университет в рамках новой модели российского образования, призванной заменить Болонский процесс. На тот момент это был еще формат бакалавриата, но, узнав о перспективе участвовать в пилотном проекте, только за один день 88% первокурсников написали заявление о переходе. Немного позже их примеру последовали и практически все остальные.

1 сентября
© Юлия Пасынкова / Торжественная линейка, посвященная 1 сентября, 2024 год

Каково быть «первопроходцами» в новой системе российского образования, что изменилось в обучении для самих ребят, попробовал разобраться «Форпост».

- Изначально я поступала на бакалавриат, но очень рада, что нас перевели на высшее инженерное образование. Я считаю, что не прогадала, эти незаметно пролетевшие полтора года были очень продуктивны. Кстати, я и раньше думала, что пойду в магистратуру, а здесь, получается, будет тот же срок, и при этом более обширный спектр знаний, диплом и возможности в будущем, - говорит рязанка Юлия Пасынкова, студентка второго курса направления «Нефтегазовое дело. Бурение нефтяных и газовых скважин».

абитуриент
© Форпост Северо-Запад / Юлия Пасынкова, студентка второго курса направления «Нефтегазовое дело. Бурение нефтяных и газовых скважин»

С Юлией согласен и Валерий Шехунов, учащийся второго курса направления «Электрификация и автоматизация горного производства» из Владивостока.

- Я прицельно поступал на шестилетнее обучение, бакалавриат даже не рассматривал, так как в профессиональной среде, по моему мнению, ценятся специалисты. Они без проблем трудоустраиваются в хорошие компании. А если глобально – именно они поднимают уровень промышленности в нашей стране.

студент в лаборатории
© Форпост Северо-Запад / Валерий Шехунов, учащийся второго курса направления «Электрификация и автоматизация горного производства»

- Я поступал на бакалавриат, так как учусь по целевому договору от компании СИБУР После того как объявили о старте пилотного проекта, мы все перевелись туда. В организации, которая направила меня по целевому договору, они отнеслись к этой новости только положительно, - рассказывает Максим Сосновкин, студент второго курса направления «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», приехавший учиться из Тобольска.

студент в лаборатории
© Форпост Северо-Запад / Максим Сосновкин, студент второго курса направления «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов»

Напомним, согласно новой модели обучения, первые два года после поступления ребята учатся по практически совершенно одинаковым программам. В университете специально был создан «Институт базового инженерного образования». Он находится в Инженерном корпусе на Малом проспекте Васильевского острова. У каждой группы есть свой педагогический наставник – куратор из числа преподавателей Института, который всегда готов помочь.

- Получается такой мини-кампус, что удобно в плане логистики и управления, решения всяких студенческих вопросов. Важно, что куратор находится рядом, он с первого дня «ведет» своих подопечных, они постоянно на связи. Это ведь очень важно для адаптации бывших школьников, - говорит Алексей Маховиков, директор института базового инженерного образования.

маховиков
© Форпост Северо-Запад / Алексей Маховиков, директор института базового инженерного образования

«Дезориентированность» не единственная трудность. Частенько первокурсникам приходится закрывать пробелы в знаниях, допущенные еще в школе. И в этом помогает система «ликбеза» – дополнительные занятия по основным школьным предметам.

- Многие первокурсники приходят очень плохо подготовленными, к сожалению, особенно по математике, физике, химии – признается Алексей Маховиков. - Некоторые даже свои результаты ЕГЭ не могут подтвердить. Ликбез – необязательная опция, но мы рекомендуем ею воспользоваться. А бывает и наоборот, сами ребята хотят перестраховаться, чувствуя, что не дотягивают, чтобы потом без проблем сдать экзамен.

Отчислений, к слову, в этом году стало существенно меньше.

- Год назад у меня после первой сессии было должников на одном только первом курсе столько, сколько сейчас на первом и втором вместе взятых. То есть можно сказать, что мы в два раза лучше стали работать, а студенты – учиться, - констатирует Алексей Маховиков.

Необходимость углубленного изучения базовых предметов в рамках модуля высшего образования, студенты поддерживают. В том числе, казалось бы, «ненужные» инженеру дисциплины.

- У нас есть «Основы российской государственности», несомненно, важный предмет для любого образованного человека. Также в этом семестре была «Социология и психология». А в прошлом - «Философия», что на самом деле полезно для инженера, ибо отлично развивает мозг и способ мышления. И вообще, школьных знаний мне явно было мало и я благодарна вузу, что некоторые предметы мы более подробно проходим, - признается Юлия Пасынкова.

С ней согласен Валерий Шехунов.

- Я считаю, что все предметы важны для становления настоящего квалифицированного специалиста. Без знаний той же риторики будущему руководителю и начальнику предприятия невозможно взаимодействовать с подчиненными и сотрудниками. В третьем семестре я начал изучать психологию и социологию. Мы должны понимать, как взаимодействовать с коллективом, как выстроить взаимодействие с подчиненными таким образом, чтобы достичь максимального КПД.

Помимо дисциплин базовой подготовки, например, физики, высшей математики, на втором курсе уже есть и предметы по различным специальностям, в том числе смежным.

- К примеру, на первом курсе нам также рассказывали и про другие профессии, знакомили с основами нефтегазовой отрасли, энергетикой. Это тоже большой плюс пилотного проекта, я до этого не встречала чего-то подобного, - говорит Анастасия Михайленко, студентка направления «Безопасность технологических процессов и производств».

практика
© Форпост Северо-Запад / учебная практика группы Анастасии Михайленко в Белоруссии

Одной из наиболее серьезных претензий к выпускникам бакалавриата со стороны работодателей был недостаток практики. В рамках пилотного проекта студенты начинают оттачивать практические навыки буквально сразу.

практика
© Форпост Северо-Запад / учебная практика на полигоне "Саблино"

С прошлого года в Горном университете действует новая программа - «Летняя школа «Моя специальность» для студентов первого курса. Это ознакомительные стажировки, в рамках которых ребятам пока только демонстрируют производственные процессы. В зависимости от специальности, юноши и девушки ездят на экскурсии на площадки компаний - академических партнеров, спускаются под землю, изучают как устроены технологические линии - всего 63 направления. В целом же за 6 лет обучения ребята должны будут в обязательном порядке пройти еще одну учебную и несколько производственных практик, в том числе преддипломную и «инженерную» практику, на все это отводится 45 недель.

практика
© Фото студентов/ АО «Метрострой Северной столицы»

О прохождении учебно-ознакомительной практики «Моя специальность» и о своих впечатлениях от нее, рассказала «Форпосту» Юлия Пасынкова.

- На полигоне «Саблино» мы уже пробовали работать с несколькими буровыми установками. А главным пунктом практики было выполнение большого кейса. Нашей задачей было разработать скважину и проанализировать, какими путями лучше ее эксплуатировать. Работали мы несколькими группами, было очень интересно. Наш преподаватель замотивировал нас найти интересный подход, в итоге каждый нашел какую-то свою «фишку». Кто-то предложил использовать определенный вид цемента, кто-то новую буровую установку, кто-то рассмотрел скважину с разных сторон, - рассказывает девушка.

Особенностью пилотного проекта является то, что каждый студент за все время обучения должен получить восемь дополнительных профессиональных компетенций (ДПК) и две рабочих профессии. К концу второго курса ребята получают обязательно две ДПК и одну рабочую специальность.

саблино
© Форпост Северо-Запад