
На прошлой неделе глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов на брифинге в Госдуме призвал закрыть в Петербурге музей современного искусства «Эрарта». Он заявил, что в нём уничтожают традиционные ценности, и привёл примеры работ, которые его возмутили — матрёшка с шипами внутри Welcome to Russia Евгения Кондратьева и револьвер, нацеленный на яйцо, «Старший брат» Юлия Рыбакова.
«Захлёбываются соплями — я называю вещи своими именами, иноагенты, хвалят, кричат криком — “Ура-ура-ура, какой музей, какой замечательный”! Дурят наших людей, дурят нашу молодёжь. И все делают вид, что так и надо», — заявил депутат.
«Форпост» решил разобраться, что представляют собой произведения искусства, которые вызвали такую бурную реакцию у парламентария.
Welcome to Russia
Матрёшка Welcome to Russia стоит на третьем этаже «Эрарты». Вокруг неё почти всегда людно — это один из интерактивных экспонатов музея, поэтому он привлекает внимание. В огромной расписной кукле есть дверца, предлагающая зрителю заглянуть внутрь полой фигуры, щедро усыпанной шипами.
В коллекции музея эта работа Евгения Кондратьева находится с 2014 года. В 2019-м её модернизировали — теперь любой желающий может войти внутрь матрёшки и убедиться, что шипы — мягкие, сделаны из резины. И посетители охотно развлекаются таким образом, многие фотографируются во время этого эксперимента.
В аудиогиде «Эрарты» экспонату посвящён рассказ на семь с половиной минут. Мы приведём главные тезисы из него, чтобы понять что же символизирует это произведение художника.
«Работа Евгения Кондратьева — своеобразное высказывание о стереотипах восприятия русского характера. Welcome to Russia — привычный туристический слоган, за которым стоят различные культурные символы и традиции русского гостеприимства. Да, на улицах российских городов не так часто можно встретить улыбающиеся лица, но при этом отечественное хлебосольство выгодно контрастирует с европейскими обычаями не приглашать к себе в дом даже близких знакомых. Многим иностранцам приходилось не раз убеждаться в том, что в России то, что на поверхности выглядит мрачным и недружелюбным, изнутри отзывается теплотой и радушием. Но на первый взгляд работа Евгения Кондратьева воплощает диаметрально противоположную идею. Перед нами матрёшка, внутри которой скрыта “Железная дева” — средневековое орудие казни и пыток», — говорится в аудиогиде.
Авторы рассказа предлагают на выбор посетителю несколько вариантов трактовки смысла, который мог быть вложен в матрёшку художником. При этом финальный вывод каждому предстоит сделать самостоятельно.
«Произведение Евгения Кондратьева не претендует на историческую достоверность. Наше внимание привлекает яркий и противоречивый образ. Радостная улыбка деревянной куклы входит в глубокий диссонанс со зловещим содержимым. К миру обращена яркая фольклорная упаковка, но внутри скрываются смертоносные шипы. О чём хотел рассказать нам художник? О противоречивости и дуализме загадочной русской души? О том, что Россия — страна контрастов? Что подобно избушке на курьих ножках из народных сказок она поворачивается к иностранцам передом, а к собственному народу задом? Или просто, что у каждого лица есть своя изнанка?» — предлагают варианты в комментарии к работе.
Дальше слушателю напоминают о неотъемлемой национальной черте характера русского народа — умении сочетать противоречия и объединять противоположности. Именно она, по мнению авторов аудиогида, позволяла людям переживать переломные эпохи и сложные вехи истории — Крещение Руси с последующими гонениями на язычников, реформы Петра I, падение монархии в 1917 году, приход советской власти и, наконец, современность.
«Загадочная русская душа, так удивляющая иностранцев, формировалась во множестве перипетий. В ней ничего не исчезало бесследно, напротив — Восток объединялся с Западом, язычество — с христианством, а православие с атеизмом. Множество кровей, от викингов до монголов, смешалось в русском народе, а пересмотр и переоценка событий отечественной истории стали в некотором роде нашей главной национальной традицией. Добро пожаловать в Россию, страну с совершенно непредсказуемым прошлым!» — подытоживают в аудиогиде.
В заключение внимание зрителя обращают на ещё одну деталь — матрёшка внутри полая, она лишена своей традиционной начинки из шести кукол-близнецов. Что это символизирует? Отсылку к выражению об Иване, не помнящем родства, или к японским семи богам удачи Ситифуку-дзин?
«Их состав был непостоянным, но число всегда оставалось неизменным, а старшим среди них был Фукурокудзю — в его фигурку и вкладывались шесть других. Оставляя своего Фукурокудзи наедине с чёрной пустотой, Кондратьев, возможно, говорит нам о том, что в отличие от японцев в сложной концепции счастье для русских не предусмотрено. Нам бы, дай бог, справиться с одной», — заключают в аудиогиде.
«Форпост» обратился за комментарием к автору работы Welcome to Russia Евгению Кондратьеву в соцсети «ВКонтакте». Он прочёл сообщение и заблокировал журналиста.
«Старший брат»
Второй экспонат, возмутивший депутата Миронова — работа советского художника, правозащитника, экс-депутата Госдумы, человека со сложной и удивительной судьбой Юлия Рыбакова — «Старший брат». Она тоже находится на третьем этаже в основной экспозиции музея.
В комментарии к этому произведению авторы аудиогида уделили больше внимания фигуре его создателя. Биография Рыбакова пестрит необычными фактами и поворотами: родился в 1946 году в Кемеровской области в лагере для политзаключённых, окончил институт живописи имени Репина, трудился кочегаром, лесорубом, реставратором. В 70-е годы стал автором первого художественного политического высказывания — вместе с коллегой по цеху Олегом Волковым растянул на стене Государева бастиона Петропавловской крепости огромную надпись: «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков».
«По совокупности причин, в том числе распространения произведений Солженицына, агитационных листовок Юлий Рыбаков был осуждён на шесть лет по статье 70 УК СССР — “Антисоветская агитация и пропаганда”. В 1982 году он вернулся в Ленинград. Дальнейшая деятельность Рыбакова связана с политикой. В течение многих лет он был депутатом Государственной думы РФ, возглавлял партию “Демократическая Россия”, стал инициатором создания первой в СССР комиссии по правам человека», — рассказывает аудиогид.
Композиция «Старший брат» представляет собой лежащее в гнезде из колючей проволоки яйцо и нацеленный на него микроскоп-пистолет. В названии работы легко уловить отсылку к словам из романа Джорджа Оруэла «1984» — «Старший брат смотрит на тебя». Но о чём эта аллегория?
«“Большой брат” Юлия Рыбакова не только наблюдает, он способен на действие. Пистолет, покоящийся на штативе, готов выстрелить в любой момент, как только ему покажется, что что-то идёт не так. И те, кто вылупится из яйца, должны привыкать к такому порядку вещей ещё до рождения», — сказано в описании работы.
Проводить параллели с тоталитарным прошлым или с настоящим — выбор, перед которым оказывается зритель. В аудиогиде ему предлагают два примера из современности, которые могут стать иллюстрацией к фразе о старшем брате, который следит за каждым из нас. Первый — это эксперимент в Китае, где уже введена система социального рейтинга. В ней каждому гражданину начисляют баллы за хорошее поведение и вычитают — за плохое. Тех, кто не набирает нужное количество, лишают определённых привилегий — возможности работать на госслужбе, покупать авиабилеты, то есть путешествовать за границу, и многого другого.
Второй пример — сбор данных о пользователях такими корпорациями как Google и Alibaba. Они анализируют активность людей в соцсетях, запросы в поисковиках и создают социальные портреты, по которым можно предсказать не только потребительские привычки, но и поведение человека на выборах — за кого он с большей вероятностью отдаст свой голос.
«Верите ли вы, что эта информация будет использована для вашего же удобства, а не против вас? Блажен, кто верует, тяжело ему на свете — сказал когда-то Грибоедов. Но не лучше ли поостеречься? Когда вам, сидящим за компьютером, придёт очередное предложение купить новый товар, находящийся в группе ваших интересов, или скачать фильм в том жанре, как тот, что вы недавно смотрели, вспомните образ, рождённый Юлием Рыбаковым. И задумайтесь, насколько крепка ваша скорлупа», — заключают авторы аудиогида.
«Форпост» связался с художником и попросил его прояснить, что же он имел в виду, когда создавал свою работу. Рыбаков рассказал, что у него было несколько произведений на эту тему, первые датируются началом 2000-х годов. В изначальном варианте револьвер был другим, не было и колючей проволоки, в которой лежит яйцо. Не так давно эта композиция была продана на благотворительном аукционе.
Второй экземпляр уже попал в коллекцию «Эрарты», и его судьба поистине мистическая. По словам автора, ему дважды пришлось делать копии оригинала, так как его и реплику украли — из выставочных залов.
«Первый такой вариант этой работы выставлялся в одном музее, и его там украли прямо с выставки. Но это не всё! Потом была выставка в “Эрарте”, и его там купили. Но прошло полгода и его опять украли, уже из “Эрарты”. И мне пришлось делать третий экземпляр! А украденные так и не нашли», — рассказал художник.
Сейчас «Старший брат» уже стоит в музее под защитным стеклом — во избежание повторения кражи. Смысл работы, по мнению Рыбакова, сводится к простой мысли — любая власть, которую символизирует револьвер, стремится контролировать людей.
«Речь, конечно, идёт не о конкретных странах или компаниях, а о власти как символе. Даже не обязательно она должна быть российской. Яйцо, собственно говоря, это символ жизни. А власть всегда пытается жизнь оградить, поставить её в рамки. Если дойти до гротеска, то и гнездо из колючей проволоки — чтобы она никуда не убежала, как это было в Советском Союзе, когда по периметру весь Союз был огорожен колючей проволокой в три ряда. В данном случае это символ власти, которая хочет контролировать жизнь», — объяснил Рыбаков.
На вопрос, почему такой образ пришёл к нему, когда он создавал работу, художник ответил кратко — «Ничто не ново. И власть, что по всему земному шару, что в России, всё сильнее пытается контролировать общество».
Цель этой работы, по мнению художника — дать повод зрителю задуматься, обратить внимание на «Старшего брата», который есть рядом с каждым из нас.
«Ты можешь стать его жертвой, а можешь не стать, если ты поймёшь это и поищешь выходы из того невольничьего состояния, в котором ты, возможно, находишься. Но это тебе самому оценивать», — заметил Рыбаков.
Что касается призыва Сергея Миронова закрыть «Эрарту», художник назвал его бредом. А трактовку депутатом его работы — что якобы она относится к вопросу о необходимости увеличения рождаемости — бесконечно далёкой от истины.
«Он даже не понял вообще, о чём речь идёт! При чём здесь деторождаемость? Револьвер этот не стреляет, конечно, ни в какое яйцо — он его караулит. Любой музей обогащает нашу жизнь, и человек всё равно выбирает для себя то, что ему ближе», — заявил Рыбаков.
В заключение он пожелал «Эрарте» долгих лет процветания. По его мнению, музей даёт возможность зрителям самостоятельно выбирать то или иное искусство, которое им по душе, и выполняет важную роль в жизни Петербурга и России.
Отметим, на прошлой неделе вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский поддержал «некоторое недоумение некоторыми экспонатами» музея «Эрарта», ранее выраженное Сергеем Мироновым. Он признался, что не видел возмутившую депутата матрёшку, но заявил, что её описание «звучит довольно странно». При этом вопрос о возможном закрытии культурного учреждения он переадресовал контролирующим органам.
В свою очередь у «Эрарты» нашлись защитники. Так, депутат Законодательного собрания города, лидер фракции партии «Новые люди» в Петербурге Дмитрий Павлов посетил музей и даже не постеснялся залезть внутрь устрашающей матрёшки.
«“Эрарта” — первый частный музей современного искусства в России. Факт того, что люди инвестируют в культуру не ради прибыли, а ради её развития и доступности широкому зрителю, делает такие проекты по-настоящему значимыми», — написал в своём Telegram-канале парламентарий.
«Форпост» направил запрос по поводу высказывания Сергея Миронова в «Эрарту», однако в установленные законом сроки там не ответили. Официальных заявлений музей также не делал.