
Образовательный центр цифровых технологий Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II дал старт новой программе дополнительных профессиональных компетенций «3D моделирование и визуализация». Её 72-часовой учебно-тематический план станет для каждого обучающегося отправной точкой в выборе собственной траектории освоения обширного парка программных продуктов и подходов в области инженерного моделирования, который предлагает сегодня рынок.
Программа предусматривает по 8 часов лекционных и практических занятий. Студенты знакомятся с принципами и областью применения инженерного трехмерного моделирования и визуализации, разбирают распространенные ошибки, которых следует избегать в презентациях различного типа. Оставшиеся 56 часов отводятся на закрепление навыков и получение опыта в рамках самостоятельной работы и подготовки к защите итогового аттестационного проекта – построения 3D-модели и ее презентации.
По словам Юрия Жуковского, директора образовательного центра цифровых технологий Горного университета, не случайно на самообразование отведено намного больше времени, чем на занятия с преподавателями. Конечно, в этот период студентам не откажут в консультации, но методичек с детально расписанными операциями не будет. К выполнению итогового задания придется подойти творчески. Все как в будущем на рабочих местах, где руководитель ставит задачу и срок выполнения, а выбор тактики оставляет за специалистом.
«Из множества программных продуктов по трехмерному моделированию для базового курса мы выбрали отечественную систему автоматизированного проектирования «Компас-3D». Она составляет основу российского рынка. Софт адаптирован под конкретные специальности: будущие инженеры горного дела создадут небольшую модель карьера, энергетики, например, смоделируют опору линии электропередач, электронщики – коробку с микроконтроллером.
Мы даем студентам программный продукт «Компас-3D», чтобы они построили свою первую модель, получили представление обо всем многообразии возможностей на текущем этапе развития технологий и в дальнейшем смогли осознанно двигаться дальше по собственной траектории совершенствования навыков 3D-моделирования.
У нас есть из чего выбирать – в Горном университете разработано еще порядка 50 более узконаправленных курсов дополнительных профессиональных компетенций в этой области. Например, студент имеет возможность смоделировать буровой снаряд для станции Восток в Антарктиде. Помимо программного комплекса непосредственно для создания 3D-модели ему понадобится софт для ее проверки на работоспособность: виртуально нагрузить модель, поместить её во льды и так далее» – рассказал Юрий Жуковский.
Базовый курс 3D-моделирования – это часть новаций в рамках участия Горного университета в пилотном проекте совершенствования отечественной системы высшего образования (по указу Президента РФ от 12 мая 2023 года). До появления курса только около 10% студентов Горного использовали при подготовке дипломного проекта полноценные инженерные изыскания с комплексными моделями каких-то устройств и механизмов. Конечно, существуют специальности, где эта доля в силу специфики направления обучения, например, у машиностроителей, и раньше доходила и до 90%. Однако экономисты, экологи и представители некоторых других специальностей, как правило, не продвигались дальше работы с чертежами. Возможно, для них этого достаточно, но все-таки уровень конкурентоспособности любого выпускника будет выше, если в багаже его навыков появится трехмерное моделирование, хотя бы в формате презентационной визуализации.
До недавнего времени большинство студентов погружались в тему 3D не раньше 3-4 курсов, когда переходили к дисциплинам по своей специализации. Но там знакомство с моделированием происходило, как правило, безальтернативно: преподаватели выпускающей кафедры давали студентам узкоспециализированные программные продукты, и не знакомили с альтернативными инструментами.
Сегодня уже со второго курса перед студентами открыт практически весь спектр соответствующего софта. Базовая образовательная программа снимает у молодых людей психологический барьер, мешающий «творить, выдумывать, пробовать». Благо отечественные программные продукты полностью покрывают потребности рынка в этой перспективной сфере.
С лидерами рынка, разработчиками уже упомянутой системы «Компас-3D», Горный университет поддерживает отношения в формате постоянного сотрудничества. Их представители помогают выстраивать методику обучения, в том числе «учить учителей» – поскольку знакомство с 3D стало гораздо более массовым явлением, вузу потребовались дополнительные преподавательские кадры. Имеется договоренность об участии представителей производства в составе аттестационных комиссий при защите студенческих итоговых проектов.
Наряду с системой «Компас», студенты в дальнейшем могут изучить и другое отечественное программное обеспечение такое как NanoCAD, Renga, CAE-Fidesys и другие.