
В Петербурге на базе Горного университета императрицы Екатерины II прошел третий модуль общероссийской Программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования. Среди её участников руководители вузов, научных организаций, региональных органов власти, исследовательских подразделений отечественных технологических компаний.
Организаторы программы, Высшая школа государственного управления РАНХиГС и Научно-технологический университет «Сириус» реализуют заказ Минобрнауки РФ – сформировать сообщество молодых управленцев с общим пониманием стоящих перед страной вызовов и обладающих знаниями, видением и мотивацией для формирования адекватного ответа через высшее образование, науку и технологии. Каждый из восьми модулей программы посвящен определенной ключевой теме. На площадке старейшего технического вуза страны обсуждали вопросы гуманитарного измерения научно-технологического развития.
Ректор Горного университета, профессор Владимир Литвиненко выступил перед кадровым управленческим резервом со своим видением ключевых изменений в отечественной системе образования для достижения главной цели – подлинного суверенитета страны. Было подчеркнуто, что именно на суверенизацию Владимир Путин нацелил граждан России на заре своего президентства еще в 2000 году. По словам докладчика, без повышения эффективности образовательной системы суверенитет невозможен.
«Финская граница, как известно, пролегает недалеко от Петербурга. Мы до конца 90-х видели, как через неё на Запад шли составы с нашим газовым конденсатом, аммиаком и другим сырьем, вереницы автомобилей с лесом. В обратном направлении – высокотехнологичная продукция, телефонные аппараты, например. Первое время сырьевая специализация России в международном разделении труда многих радовала, но вскоре стало понятно: страна теряет промышленность. Даже в горнодобывающей сфере доминировали импортные технологии, которые приходилось закупать по весьма невыгодным договорным ценам» – рассказал Владимир Литвиненко.
Ректор отметил, что по тем же невыгодным для страны моделям реформировалась и отечественная система образования. Школы, вузы, учреждения среднего профессионального образования существовали в отсутствии четкого понимания единой государственной политики. Плоды подобной бессистемности мы пожинаем до сих пор. Достаточно взглянуть на многочисленные законодательные инициативы в сфере образования. Многие из них прямо противоречат друг другу. А главное, что функция регулирования уходит от Минобрнауки и Минпросвещения РФ на другие площадки, хотя все нормативные рычаги у министерств имеются. Сменяющие друг друга «масштабные» проекты, конкурсы, гранты, только иллюстрируют бессистемность. Они в лучшем случае решают какую-то отдельную изолированную проблему в образовании, но к конечной цели его совершенствования нас не приближают.
В качестве примера проблемы с централизованным регулированием ректор рассказал об эксперименте создания новой образовательной модели, который вот уже второй год проводит Санкт-Петербургский горный университет. Соответствующий пилотный проект с участием 6 вузов страны был инициирован указом Президента РФ от 12 мая 2023 года. Во исполнение указа принято постановление Правительства РФ с правилами реализации «пилота», но на уровне Минорбрауки до сих пор нет даже приказа с планом-графиком работы.
Владимир Литвиненко уверен, что главный удар по отечественной системе подготовки кадров нанесло изъятие из образования его важнейшей составляющей – воспитания. Осталось лишь обучение, но в отсутствии государственной идеологии оно обречено на бессистемность. Ректор напомнил слова выдающегося российского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева: «Образование без воспитания, это то же самое, что меч в руках сумасшедшего». Воспитание в свою очередь невозможно без государственной идеологии. В этой связи уместна другая цитата – классика русской литературы Федора Михайловича Достоевского: «Без идеологии нет страны».
«Санкт-Петербургский горный университет сформулировал цель высшего инженерного образования в формировании у студентов целостного мировоззрения о своей специальности и месте в ней научного прогресса. Мировоззрение мотивирует выпускника к самореализации в рамках выбранной специальности. Именно этой цели подчинена работа вуза с каждым студентом и аспирантом. Кстати, реформу аспирантуры мы начали еще до старта пилотного проекта, поскольку понимали: качество образования определяется уровнем знаний, навыков и кругозором преподавателя.
Идеология – основа целеполагания. Оно, в свою очередь определяет мотивацию. Если отечественное образование не обретет новое содержание в соответствии с этой смысловой последовательностью, то суверенизация страны окажется под большой угрозой» – сказал Владимир Литвиненко.
Горный университет возвращает воспитательную компоненту в образование, в том числе через институт наставничества. Студентам 1-2 курсов помогают адаптироваться в вузовской среде наставники из числа старшекурсников и педагогические наставники-кураторы. С 3 по 6 курсы их сменяют наставники-руководители по специальности из числа преподавателей выпускающих кафедр, производственные наставники от предприятий, на которых проходят практики, научные наставники.
«Учитель – воспитай ученика» – эти слова для сотрудников Горного являются аксиомой. В рамках воспитательного процесса педагог принимает на себя роль субъекта. Воспитуемый – объект педагогического воздействия. Задача-максимум – через осознание воспитуемым общей цели перевести его в категорию субъекта самовоспитания. Так формируется преемственность.
Подводя итог, Владимир Литвиненко еще раз вернулся к основному посылу своей речи:
«У страны отсутствует основополагающий документ, который определял бы государственную политику в области образования. Как и в области недр, внешнеэкономической деятельности, во всех других сферах. Сегодня он подменен «Основами государственной политики». Но основы – слишком общий формат. Они дают значительный люфт в толковании. И они не тождественны четко сформулированной первым лицом государственной политике, которая определяет понимание цели и подходов к ее реализации в том же образовании, которая содержит руководящие указания исполнительной власти и определяет актуальную повестку власти законодательной. Это ключевая проблема».
В финале своего выступления ректор Горного напомнил молодым руководителям, что образование является отраслью длительного цикла. Здесь не нужно ждать скорых впечатляющих результатов. К ним нужно двигаться ежедневными системными и последовательными шагами.