Перейти к основному содержанию

Мирное соглашение и один год: экономисты назвали условия возвращения зарубежных брендов в Россию

McDonald’s макдональдс
© Форпост Северо-Запад

На минувшей неделе СМИ, представители бизнеса и общественности активно обсуждали телефонный разговор президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа. Политики условились о личной встрече, а уже сегодня в Эр-Рияде прошли переговоры российской и американской делегаций по поводу урегулирования украинского конфликта, восстановления двусторонних отношений и других вопросов.

На этом фоне курс доллара упал до 90 рублей, а некоторые зарубежные компании, ушедшие с рынка РФ после начала СВО, начали «намекать» на возможное возвращение. Так, СМИ и Telegram-каналы писали о том, что в России могут возобновить работу платёжных систем Visa и Mastercard, а южнокорейский автомобильный концерн Hyundai хочет выкупить и вновь запустить свой бывший завод в Петербурге. Сегодня стало известно, что подобные планы обсуждаются и в Coca-Cola. Эксперты отмечали, что первыми в РФ могут вернуться PepsiCo, Apple, Microsoft, Nike и McDonald's. «Форпост» пообщался с экономистами и политологами и выяснил, при каких условиях возможно возвращение ушедших компаний и как это повлияет на российский рынок.

кола
© Форпост Северо-Запад

Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Артём Голубев рассказал изданию, что пока соответствующие процессы остаются на стадии «разговоров». По большей части, это не конкретные планы, а ожидания самих зарубежных компаний и российского рынка. РФ — крупная страна с большим населением и имеет платёжеспособный спрос, и для Европы — это очень важный рынок, подчеркнул эксперт.

Голубев добавил, что «всё будет зависеть от результатов переговоров», прошедших сегодня в Саудовской Аравии. Так, по мере поступления «позитивных новостей» всё больше организаций начнут заявлять о своих планах по возобновлению работы.

«Сейчас компании готовят возвращение, но нельзя сказать, что это решённый вопрос, потому что всё будет зависеть от результатов переговоров, которые у нас начинаются с сегодняшнего дня. По мере развития, по мере прихода позитивных новостей, естественно, будет увеличиваться активность зарубежных компаний по поводу возвращения на российский рынок. Но сообща они примут решение о возврате только после публичного завершения переговоров и выхода на какое-то мировое соглашение», — отметил Голубев.

Экономист также выразил уверенность в том, что в течение года после окончания конфликта в РФ вернутся Visa и Mastercard. По его словам, это снизит издержки, связанные с необходимостью проводить операции через партнёров в других государствах, что очень затратно. При этом снижение этих издержек может значительно повлиять на замедление инфляции в России.

Однако у процесса возвращения брендов могут быть и негативные последствия для отечественного бизнеса, в частности, для IT-компаний.

«Для некоторых российских компаний это будет не очень хорошо: например, для IT-компаний, если будут возвращаться IBM, Microsoft и другие, то для Astra, “Диасофт” и может быть, частично для “Яндекса” это будет не самым приятным моментом. Но минус для отдельных компаний будет не столь существенным, как плюсы для других компаний, потребителей софта», — пояснил Голубев.

По словам эксперта, в настоящее время РФ страдает от ухода зарубежных автопроизводителей, потому что «”китайца” за два миллиона мало кто может себе позволить». Он выразил уверенность в том, что южнокорейский концерн Hyundai находится в режиме наибольшего ожидания для возвращения на российский рынок. Голубев добавил, что расширение ассортимента автомобилей будет значимым плюсом и даст потребителям возможность приобретать качественные машины.

Hyundai
© Photo by The Punisher on Unsplash

Вице-президент Высшей школы экономики (ВШЭ) в Петербурге Александр Ходачек в свою очередь заявил, что процесс возвращения ушедших брендов будет не таким быстрым, поскольку условия их ухода, прописанные в специальном постановлении РФ, для всех были разными.

«Пройдёт не меньше полугода, а то и года после того, как эти компании вернутся. А потом было специальное постановление правительства РФ о порядке ухода и размещения активов компаний с иностранным участием, там разные были условия. Например, автопром уходил за рубль, условно говоря, надо внимательно смотреть условия передачи активов и как они могут быть обратно выкуплены. После этого станет понятно, насколько конкурентными будут вернувшиеся компании. Сейчас нельзя оценить негативные последствия от этого, потому что в любом случае это рабочие места, это налоги, и это всё, что будет оставаться внутри страны», — отметил эксперт.

Ходачек добавил, что вернувшиеся в страну компании определённо усилят конкуренцию на рынке, однако у каждой, в том числе российской фирмы, останется «своя ниша». По его мнению, многие потребители уже отвыкли от товаров зарубежных производителей, и они не будут пользоваться былой популярностью.

Профессор факультета Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПБГУ) Станислав Ткаченко рассказал, что после начала СВО многие иностранные компании «поддались давлению и потеряли деньги». По его мнению, реакция РФ на возвращение этих брендов должна быть «сугубо политическая». Он подчеркнул, что некоторые эксперты на круглых столах предлагают вернувшимся компаниям запускать свои первые заводы в ДНР и ЛНР.

По словам Ткаченко, возвращение некоторых международных компаний может произойти в достаточно короткие сроки — в частности, Visa и Mastercard, аналогов которым так и не было найдено.

«Думаю, что это опустится на региональный уровень: если Калининграду потребуется автосборочный завод или наш Hyundai в Петербурге, то, может, это и быстро произойдёт. Но, в целом, всё по законам рынка. Если будут предложены продукты высокого качества по низким ценам, то быстро вернутся, а если нет — то долго будут возвращаться. Говоря о Visa и Mastercard, конечно, у них ситуация особая. К сожалению, за все три года СВО мы так и не создали реальной международной платёжной системы. “МИР” работает буквально в пяти странах, поэтому в интересах правительства было бы, чтобы Россия могла проводить расчёты за границей. Возможно, Visa и Mastercard вернутся быстрее. В принципе, всё можно сделать за один день, думаю, что по платёжным системам всё будет решено в короткие сроки», — подчеркнул политолог.

Отметим, после начала спецоперации на Украине в феврале 2022 года российский рынок покинули крупнейшие международные компании: Apple, Microsoft, Amazon, производители товаров в сфере гигиены Procter & Gample и Johnson & Johnson, сеть Decathlon, сети ресторанов быстрого питания McDonald's, шведская мебельная фирма IKEA, а также большинство зарубежных брендов одежды и алкогольных марок. Кроме того, поставки в Россию и производство в стране прекратили автомобильные концерны General Motors, Ford, BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Skoda, Mazda и многие другие другие.

Напомним, в минувшую субботу СМИ писали, что бренды группы Inditex (Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius) прощупывают почву для возвращения на российский рынок. В этот же день пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что в Кремле пока не получали сигналов о желании бизнеса из стран Запада, Южной Кореи и Японии возобновить работу в РФ.

Кроме того, на прошлой неделе южнокорейское издание Yonhap News писало, что концерн Hyundai рассматривает возможность выкупить свой бывший завод в Петербурге. Планы по возобновлению работы в РФ также якобы обсуждают в компаниях LG и Samsung.

Накануне Дмитрий Песков поддержал возвращение западных брендов на российский рынок. Он отмечал, что присутствие иностранных торговых марок наряду с отечественными было бы «в интересах потребителей».