Перейти к основному содержанию

Партнерство вуза и научного института. Образцовый опыт с пропиской на Васильевском острове

Институт Карпинского
© Институт Карпинского

Институт Карпинского – пожалуй, ближайшее территориально место прохождения практики для студентов Санкт-Петербургского Горного университета императрицы Екатерины II. Впрочем, близость двух столпов горного дела, конечно же, не только расстоянием на карте измеряется. Старейший технический вуз России традиционно является одним из основных поставщиков кадров для института. Его сотрудники в свою очередь проводят совместные исследования с учеными вуза в области геологии, минералогии, геохимии, геофизики и других направлений, проводят совместные конференции и семинары, участвуют в работе диссертационных советов Горного университета, ведут преподавательскую деятельность.

Институт Карпинского в числе первых присоединился к участию в работе над новой моделью высшего инженерного образования, которую Горный университет проводит в рамках президентского указа от 12 мая 2023 года. Стороны подписали договор об академическом партнерстве. Такой формат предусматривает еще более тесное вовлечение института в образовательный процесс. В частности, через постоянное взаимодействие со специализированной кафедрой «Практических навыков и опыта» по повышению эффективности студенческих практик.

«Форпост» взял интервью у генерального директора Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени Карпинского Павла Химченко.

Павел Химченко Институт Карпинского
© Институт Карпинского

– Павел Владимирович, насколько важно усиливать практическую компоненту образования, увеличивая продолжительность производственных практик?

– Производственная практика — это фундамент, на котором строится профессиональная компетентность будущих специалистов. Особенно это актуально для геологии, где теоретические знания должны быть неразрывно связаны с полевым опытом. В Институте Карпинского мы стремимся к тому, чтобы студенты погружались в реальные условия работы на весь период полевого сезона (2–3 месяца). Это позволяет им не только освоить методы геологоразведки, но и научиться адаптироваться к сложным климатическим условиям, работать в команде и принимать ответственные решения. Студенты, прошедшие практику, например, в Забайкалье или на Кольском полуострове, получают уникальный опыт, который невозможно добиться только занятиями в аудиториях.

Институт Карпинского
© Институт Карпинского / полевые работы

– Какие виды практик проходят студенты Горного университета на вашем предприятии?

– Сотрудничество с Горным университетом охватывает все этапы обучения. После первого курса студенты проходят учебно-ознакомительную практику, где знакомятся с основными подразделениями Института Карпинского, методиками проведения полевых изысканий и картографирования, работой лабораторий, Центра изотопных исследований, Картографической фабрики.

На третьем и четвертом курсах начинается углубленная производственная практика: студенты участвуют в геолого-съемочных и геологоразведочных работах, проводят опробование пород, осваивают методы камеральной обработки данных. Ежегодно в полевые партии Института Карпинского принимаются на работу несколько десятков студентов, в том числе и из Горного университета. В дальнейшем это помогает им не только выбрать тему дипломной работы, но и успешно защитить ее.

Институт Карпинского
© Институт Карпинского / студенты Горного университета, прохождение практики

– Как организована система допуска практикантов к полевым исследованиям?

– Безопасность — наш приоритет. Перед началом практики в полевых партиях студенты проходят обязательное медицинское обследование, делают необходимые прививки, проходят серию инструктажей: по технике безопасности, оказанию первой помощи и правилам работы с оборудованием. Каждый практикант получает персональный допуск и куратора из числа опытных геологов нашего института.

Институт Карпинского
© Институт Карпинского

– На каких позициях работают практиканты?

– Студенты вовлекаются в полноценные рабочие процессы. На старших курсах они занимают позиции техников-геологов: ходят в геологические маршруты с ведущими специалистами, занимаются отбором проб и образцов для коллекции, учатся промывать шлихи, вести геологическую документацию, описывать бороздовые и керновые пробы. Студенты младших курсов принимаются в полевую партию на должность рабочего — принимают участие в геохимических и геофизических маршрутах, обрабатывают пробы, составляют описи и журналы опробования, выполняют общие работы по лагерю. Часть практики может проходить в камеральных условиях.

Институт Карпинского
© Институт Карпинского / камеральные работы в поле

– Нужно ли будущему инженеру осваивать рабочие профессии? Какие из них наиболее востребованы?

– Получение рабочих профессий в процессе обучения на начальных курсах очень актуально для будущего инженера (специалиста), поскольку приобретенные навыки могут быть активно использованы во время прохождения первой и второй производственных практик.

Для инженера-геолога, например, навыки горнорабочего (открытые горные работы) помогут в дальнейшем осуществлять качественную проходку и документацию разведочных горных выработок. Такие профессии, как бурильщик или геодезист расширяют профессиональный кругозор. Они точно повысят ценность выпускника на рынке труда.

Институт Карпинского
© Институт Карпинского / полевые работы

–Как организован быт практикантов? Ожидаются ли изменения?

– При прохождении практики в камеральных условиях, то есть непосредственно в Институте Карпинского, для организованных групп практикантов предоставляется либо общежитие, либо проживание в гостинице в зависимости от сроков. Также ребятам предоставляется трехразовое горячее питание на все время прохождения практики. Ну а в полевых условиях студенты участвуют в общей жизни партии или отряда наравне с геологами-профессионалами.

– Насколько востребованы инженеры-исследователи и инновации в вашей сфере?

– Геология — это наука открытий, а инновации здесь движут прогресс. Наша сфера является активным потребителем, а в некоторых случаях и разработчиком инноваций. Это касается, прежде всего, использования геоинформационных систем и данных дистанционного космического зондирования.

Например, в настоящее время в Институте Карпинского разработаны и применяются на практике технологии и методы прогнозирования и поиска месторождений полезных ископаемых на основе эмпирико-статистического (data-driven) и генетического (knowledge-driven) подходов с использованием нейронных сетей, искусственного интеллекта, нечеткой логики и методов наложения индексов. Это позволяет комплексно и с максимальной эффективностью использовать разнообразные наборы геоданных, выявлять новые закономерности локализации оруденения и на качественно новом уровне выделять перспективные площади.

Институт Карпинского
© Институт Карпинского / Центр изотопных исследований

К внедрению собственных разработок в геологические исследования относится цифровая платформа «Sherpa» Института Карпинского, предназначенная для ведения полевой геологической документации. Эта система значительно увеличивает производительность и эффективность полевых и камеральных работ.

Мы также активно используем беспилотные летательные аппараты при проведении полевых работ в труднодоступных районах.

В связи с применением большого количества высокотехнологичных решений в нашей отрасли, получается, что инженер-исследователь сегодня — это не только геолог, но и квалифицированный IT-специалист, способный работать на стыке дисциплин.

Институт Карпинского
© Институт Карпинского / Центральная лаборатория

– Как Вы оцениваете сегодня дефицит инженерных кадров, и на какие компетенции существует наибольший спрос?

– В настоящее время Институт Карпинского, и в целом геологическая отрасль, ощущают большую потребность в качественных молодых специалистах. Нам нужны выпускники, которые сочетают твердые знания в основных геологических дисциплинах с владением GIS-системами, навыками анализа и готовностью к длительным полевым экспедициям. Важна и гибкость мышления: умение адаптировать традиционные методы к новым технологиям, готовность к дальнейшему самообразованию.

– Горный университет в отношении своих студентов и аспирантов выстроил эффективную систему социальной поддержки и материального стимулирования. А на что выпускники вуза и другие молодые специалисты могут рассчитывать в Вашем институте?

– В Институте Карпинского каждому специалисту предоставляется полис добровольного медицинского страхования. Также мы разработали эффективную систему надбавок, стимулирующую молодых ученых и специалистов к публикационной активности в профильных изданиях. Активно работают аспирантура и диссертационных совет. Аспирантам предоставляется общежитие.

Необходимо отметить и нашу систему наставничества, где за молодым практикантом или специалистом закрепляется профильный опытный специалист, помогающий адаптироваться к рабочему процессу. Успешно функционирует Совет молодых ученых и специалистов, который не только участвует в отраслевых конференциях и совещаниях, но и проводит собственные научные и тимбилдинговые мероприятия.

Институт Карпинского
© Институт Карпинского

Также необходимо упомянуть скидки в столовой, которые предоставляются молодым ученым и специалистам на весь ассортимент. Наши молодые ученые получают компенсацию и на приобретение абонемента в спортзал и фитнес. А в самом институте тоже проходит активная спортивная жизнь – собственный спортивный зал, секция волейбола и регулярное проведение геологических Спартакиад.

Средняя базовая зарплата выпускника, пришедшего к нам в институт сразу после ВУЗа, составляет порядка 60 тысяч рублей. Естественно, при работе в поле действуют соответствующие повышающие коэффициенты и надбавки.

В заключении хочется отметить, что Институт Карпинского не просто готовит кадры — мы создаем сообщество профессионалов, способных решать задачи любой сложности. Прохождение практики в Институте Карпинского – это профессиональный старт, где каждый студент становится частью большой и сплоченной команды по изучению и приумножению минерально-сырьевой базы России.