Перейти к основному содержанию

Валерий Фадеев провел в Горном университете дискуссию об интегральной оценке школы

Фадеев
© Форпост Северо-Запад

В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II прошло совещание по вопросу школьного образования. Модератор - советник президента РФ, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.

Отправным толчком к дискуссии, инициированной по прямому поручению Владимира Путина, стал вопрос о несовершенстве экзаменационной системы. По оценке модератора и 400 собравшихся директоров школ, сегодняшний ЕГЭ - это экзамен для поступления в вузы, а не оценка знаний ребенка:

«ВЦИОМ по моей просьбе провел опрос общественного мнения, задавал простые вопросы в своей выборке 1600 человек от молодых людей до пожилых. Вопрос: куда впадает река Волга? Среди молодых людей от 18 до 24 лет только 18% знает ответ. Среди старшего поколения – 70%. Не все, но разница огромная. Совсем сложный вопрос: кого убил Чичиков в поэме «Мертвые души»? Среди молодых людей только 7% знает, что Чичиков никого не убивал. В чем дело-то. ЕГЭ по географии сдают только 3% выпускников, по литературе – 8%, по истории – 16%. Поскольку дети и их родители сконцентрирован на ЕГЭ, и только 3% сдают географию, остальным не важно, куда впадает Волга, и не узнают они никогда. Возникает вопрос: это правильно или нет? Кто-то, наверное, считает, что правильно, но я произнес понятие «культурный код», если про страну мы ничего не знаем, литературу не читали, историю знаем плохо, мы тогда кто? Мы свою страну знаем или не знаем?»

директора школ
© Форпост Северо-Запад

Несовершенство среднего образование проявляется, как в излишней «забюрокротизованности» системы, так и в отсутствии цели – а кого мы собственно растим. Кто для страны является идеалом будущего гражданина – натасканный репетитором по трем предметам за счет родительских полутора-двух миллионов рублей «недоросль» или молодой человек, реально овладевший «ядром» образования. Какие предметы должны в него входить, по каким учебникам учиться? И самое главное – какова цель?

На причине сегодняшнего состояния школы остановился ректор Горного, профессор Владимир Литвиненко.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

По его словам, в 90-е нашей стране была навязана глобалистская модель разделения мира. Запад – интеллект, Россия – ресурсы. Вопрос лучшего советского образования в мире был снят с повестки дня. Сегодня есть запрос от общества о его возвращении, но его никак не желают услышать многочисленные регулирующие сферу органы, которые только мешают друг другу и ничего не решают. Живут в неолиберальной парадигме, поскольку «так удобно»:

«Исчезла ответственность министерства как государственной ячейки. Дело не в конкретном министре - вся система государственная изолирована от системы принятия и выработки решения. Как только вносятся какие-то изменения, мы теряем не худшее, а лучшее. И в итоге пришли к тому, что имеем».

Кадровый вопрос:

«Две самые большие проблемы: мы потеряли наши советские достижения в образовании и преемственность. Людей, у которых сохранилось главное – понимание личности, совести, педагогической ответственности профессионалов, принимающих методологические решения. Да, сегодня новая экономика и просто перенести старые методики нельзя, но осознание самого себя как личности возможно у человека только в суверенном государстве».

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

И вопрос цели:

«Наша цель - наука, образование и культура, которые вкупе являются основой гуманизации общества. Либо оно нормально развивается, либо это убогое потребительское сообщество, которое живет по своим понятиям. Как многие страны живут сегодня. Образование и наука не просто необходимы нашему государству. Страна, которая не развивает это направление, превращается в колонию».

В ходе дискуссии, с участием руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Мусаева, вице-губернатора Петербурга Ирины Потехиной, заместителя министра просвещения Ольги Колударовой, профессоров профильных вузов, директоров школ и лицеев собравшимися были выработаны «Предложения педагогического сообщества».

форум
© Форпост Северо-Запад

Вот основные постулаты:

«Цель школьного образования – сформировать знания и ценности базовых основ мировоззрения у школьника, успешно освоившего учебные программы по всем предметам (в рамках установленных государственных стандартов), позволяющие ему владеть системой взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека.

Цель высшего образования – сформировать целостное мировоззрение о специальности и месте в ней научного прогресса, мотивирующее выпускника, освоившего образовательную программу, к самореализации посредством работы по специальности.

В учебниках по общетехническим предметам (физика, химия, астрономия, география, биология) коротко и доступным языком должны быть описаны основные правила и законы, которые необходимо знать каждому школьнику.

Необходимо иметь единые требования к «единому» учебнику (с контрольными вопросами), ЕГЭ по предмету формировать исключительно на основе контрольных вопросов учебника.

Реализовать программу формирования электронных лекций с иллюстрацией опытов в объёмах «единого» учебника с бесплатным доступом».

директора школ
© Форпост Северо-Запад

Прислушаются ли к голосу педагогического сообщества России государственные органы страны, покажет время. Вот только, не будет ли это «замотано» в очередной раз…

директора школ
© Форпост Северо-Запад

Остается только добавить, что в Санкт- Петербургском горном университете императрицы Екатерины II, средний балл аттестата начнет учитываться уже в рамках приемной кампании – 2025.

приемная кампания
На сайте приемной комиссии учебного заведения опубликованы изменения в правилах приема абитуриентов. В 2024 году зачисление в российские университеты осуществлялось по совокупным результатам трех экзаменов. В Горном это были обязательный русский язык и математика, далее, в зависимости от специальности – физика, информатика, химия, обществознание. В приемной кампании 2025 года будет учитываться четвертая составляющая – средний балл Аттестата.