Перейти к основному содержанию

Как поссорились профессор математики Михаил Иванович и «король репетиторов» Петр Кронидович

экзамен
© Череповецкое музейное объединение/ Экзамены в советской школе

В начале XX века, как и сегодня, одним из наиболее сложных экзаменов была математика. Настоящей грозой всех поступающих в старейший технический вуз России – Санкт-Петербургский горный – считался профессор Михаил Акимов, экзаменовавший по данной дисциплине.

На период его работы в вузе пришлись первые годы после Октябрьской революции 1917 года, эпоха возрождения института. Тогда на одно место в среднем по­давалось от 20 до 50 заявлений в зависимости от специальности, и на отбор лучших 2-5% влиял именно Михаил Иванович.

Однажды профессор Сергей Андреев, отец русского обогатительного дела, основатель и первый директор «Механобра», выступая в день открытых дверей перед выпускниками школ, упомянул, как он поступал в Горный в 1904 году: «Представьте, 1800 заявлений, 60 вакансий, а значит, каждый дол­жен обогнать 29 человек». Коллеги тут же поправили его: обогнать нужно было не 29, а 1740 человек.

горный институт
© Открытка Л.О. "Союзфото"/ 1937 год. Фото: Л.Г.Андреевского

Этим и объяснялась высокая и непримиримая тре­бовательность на вступительных испытаниях: юноша или девушка сразу же чувствовал, что без упорной и напряженной работы, без качественного освоения базисных и второстепен­ных дисциплин, Горный не окончишь.

По воспоминаниям современников, в те времена в городе на Неве работали «курсы» инженера путей сообщений Петра Шмулевича по подготовке к поступлению в специальные высшие учебные заведения. Петр Кронидович изобрел целую систему, которую он активно предлагал будущим абитуриентам как «рецепт стопроцентного зачисления». Она включала в себя репетиторство и издание задачников по всем разделам математики средней школы, которые содержали разнообразные вопросы, предлагаемые в вузах на экзаменах. Например, аннотация одного из них обещала «сто задач с решениями и статью о конкретных требованиях, предъявляемых на вступительных экзаменах». Свои сборники Шмулевич регулярно переиздавал, всякий раз актуализируя их содержание и расширяя круг охваченных предметов.

шмулевич
© Сборники Петра Шмулевича

Каким образом он этого добивался?

«В старших классах реального училища мы яростно соревновались в решении примеров на «Шмули». Шмулевич блестяще знал особенности экзаменаторов всех учебных заведений. Во время приемных испытаний его сотрудники безотлучно дежурили во всех институтах у выхода из ауди­торий, где происходили экзамены и детально спрашивали каждого абитуриента о заданных вопросах, вылавливая новинки текущего года. Благодаря такой постановке дела Шмулевич брался подготовлять с гарантией поступления в любой зара­нее избранный институт – разумеется, за сильно повышенную плату; зато провалившийся не платил ни одной копейки. Экзаменам в Горном Институте Петр Кронидович посвятил специаль­ную книгу, значительную часть которой уделил «зверствам» Акимова», - вспоминал будущий выпускник и профессор Горного, а также лауреат двух Сталинских премий Наум Грейвер.

экзамен
© Экзамены в советской школе, 1956 год

Как-то студенты попросили Михаила Ивановича прокомментировать причины его личной вражды с репетитором. Акимов в 1904 году окончил с дипломом первой степени физмат Петербургского университета, затем был командирован на два года «для научного совершенствования» в Геттингенский университет в Германию. По возвращению он начал работу в Горном университете, где прошел путь от ассистента кафедры математики до профессора, заведующего кафедрой и доктора физико-математических наук. Для ученого такого склада ума и мировоззрения методы подготовки Шмулевича являлись недопустимыми.

«Я требовал подлинного знания и понимания предмета, а Шмулевич только натаскивал своих питомцев; отсеивая по этому принципу, я автоматически изгонял учеников Шмулевича», – ответил Акимов.

Самые свежие изменения во вступительных заданиях предприимчивый инженер не вставлял в печатные сборники. Их он надиктовывал на курсах, которые по причине высокой платы могли себе позволить лишь лица, имевшие соответствующие материальные воз­можности, но не обладавшие необходимыми знаниями и, соот­ветственно, не надеявшиеся справиться собственными силами. Индивидуальная об­работка «под данного конкретного экзаменатора» была действительно поставлена прекрасно и корректировалась по последней «агентурной сводке» буквально на ходу, особенно в часы, непосредственно предшествовавшие экзамену.

экзамен
© Кадр из кинофильма "Операция Ы и другие приключения Шурика"/ 1965 год, реж. Л. Гайдай

А дальше все зависело от креативности экзаменующего преподавателя. Ведь совершенно очевидно, что капитально восполнить в течение трех месяцев пробелы мно­голетних нерадивых занятий в средней школе не пред­ставлялось возможным.

Так, на экзамене по физике абитуриента могли подвести к графину с водой, стоящему на окне и спросить, почему сторона, обращенная к солнцу, холоднее, чем та, что - в комнату. Сбитый с толку молодой человек с поверхностными знаниями обычно нес ахинею о лучепреломлении, инфракрасных и ультра­фиолетовых лучах и так далее. И лишь немногие логично предполагали, что графин только что повернули на 180°.

Наум Грейвер, подробно рассказывающий в своих мемуарах о процессе поступления в Ленинградский горный, описывал следующий случай, когда хорошо подготовленный абитуриент не растерял­ся:

«Можно ли в микроскоп посмотреть на луну?»

«Можно».

«А как?»

«Очень просто. Повернуть микроскоп объектом к луне и посмотреть».

«А что увидите?»

«Ничего».

«Так зачем же смотреть?»

«Вы спросили – можно ли посмотреть. Безусловно, можно – дуракам закон не писан».

«С удовольствием ставлю Вам пять баллов».

Студенты утверждали, что Михаил Иванович Акимов никогда не прибегал к по­добным фокусам, так как сама наука математика предоставляли массу возможностей оценить уровень конкурсанта в ходе устной проверки знаний. Коли­чество провалившихся по данному предмету всегда было больше, чем по прочим дисциплинам, что и это делало Акимова фигурой особо пугающей.

Шмулевич способствовал симуляции обучения и зубрежке, а не развитию эрудиции. Его подготовка к поступлению напоминала современную сдачу ЕГЭ – есть вопросы и ответы, а что между ними - не очень-то и важно.

Как известно, про­цесс решения задачи слагается из двух составляющих: знания как ре­шать и уменья использовать эти знания. Петр Кронидович считал важным только конечный результат, как в тесте, а рациональность и красоту в расчетах – уже несущественным. Михаил Иванович всегда в равной степени проверял финальный результат и знакомился с ходом решения. И оценку мог снизить как за первую часть, так и за вторую. Оправданно ли это с педагогической и инже­нерной точки зрения? Нет сомнения: инженер обязан давать не только верный от­вет, но ответ, полученный наиболее разумным способом и пригодный для практического исполь­зования.

горный институт
© Из архива Ленинградского горного института, 1953 год

По легенде, Акимов не щадил и студентов. Одно время накопилось несколько сотен человек, имев­ших задолженность по его предметам. Всякий провалившийся до­пускался к пересдаче не ранее чем через полгода. Для записи на экзамен нужно было с вечера занимать очередь и всю ночь дежурить у костра на берегу Невы в ожидании открытия института. Общее возмущение было чрезвычайно велико. Особенно громко выражали недовольство те, кто пропускал занятия. Михаил Иванович гениально вышел из положения – он назначил день экзамена, оповестив, что не уйдет из института пока не пропустит решительно всех желающих. В результате, как и следовало ожидать, явилось человек тридцать, которым для сдачи хватило элементарно добросовестной подготовки. Этот случай лишь подтвердил, что «зверства» Акимова – миф, сочиненный Шмулевичем и молодыми лодырями в свое оправдание.

акимов
© Форпост Северо-Запад / Из архива Ленинградского горного института/ Михаил Акимов

Профессор жил на окраине Ленингра­да в небольшом домике на Крестовском острове в окружении книг. Научная деятельность ученого отличалась широтой и разнообразием тематики. Помимо преподавания он дал полное и исчерпывающее исследование цилиндрических функций многих переменных, разработал способы их вычисления, дал ряд интегральных представлений, рассмотрел многочисленные примеры приложения теории к различным вопросам астрономии, аналитической механики, теории колебаний, теории упругости. Его исследования получили всеобщее признание как на родине, так и за рубежом. Михаил Иванович состоял действительным членом международного математического общества в Италии, общества механики и прикладной математики в Берлине, Королевской академии в Великобритании.

В годы войны он не пожелал вместе с коллективом научных работ­ников Горного института уезжать в эвакуацию, остался в блокадном городе и выступал профессором-консультантом в ряде научно-исследовательских учреждений. Акимов смог перенести все тяготы того времени, однако в апреле 1946 года скончался от внезапного удара.