Перейти к основному содержанию

Зачем студенты Горного университета изучают планктон и моллюсков

экологи
© Форпост Северо-Запад \ Павел Долганов

На базе научного центра «Экосистема» Санкт-Петербургского горного университета стартовала новая программа дополнительных профессиональных компетенций «Исследования водных систем». Она рассчитана на 72 часа и дает базовые знания о гидроэкосистемах и живых организмах, населяющих их. ДПК рекомендована к посещению студентам специальностей «Инженерная экология» и «Экология и природопользование».

В основном ребята имеют дело с технической стороной этой науки – изучают основы рационального использования природных ресурсов, работу и устройство очистного оборудования, организацией проведения инженерно-экологических изысканий и другие направления. На ДПК же исследуют объекты живой природы - водоросли, цианобактерии, моллюски, насекомые и другие гидробионты (так называются организмы, постоянно или временно обитающие в водной среде), что является важным компонентом обучения будущих инженеров-экологов.

экологи
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
экологи
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

- Совсем не знать, как устроены водные флора и фауна странно, ведь это базовые знания. Обязательно надо понимать, как организм существуют в природе и какие функции выполняет в экосистеме, чтобы его защищать, - говорит Денис Петров, доцент кафедры геоэкологии.

Курс ДПК состоит из лекций и практических занятий. В рамках теории студенты получают представление об устройстве континентальных водных экосистем, экологических группах организмов, которые их населяют, о методах оценки качества среды, которые предлагают российские нормативные документы.

экологи
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Лабораторные часы посвящены получению навыков сбора и анализа проб перифитона, фитопланктона, зоопланктона, бентоса, макрофитов с использованием стандартных методик. В частности, приобретаются навыки работы с микроскопом для анализа проб перифитона, определения видов гидробионтов в составе проб зообентоса, а также расчета индексов качества воды согласно ГОСТу.

На первых, вводных занятиях, юноши и девушки начинают с азов – учатся работать с микроскопами, определять виды микроорганизмов, которые можно встретить в водоемах. Идентифицировать тот или иной вид из состава перифитона или фитопланктона – задача интересная, но довольно сложная для студентов технического вуза, ведь большинство даже не сдавало биологию при поступлении.

- Работать с микроскопом очень интересно, у нас в школе таких микроскопов не было как здесь, в лаборатории. Они тут достаточно профессиональные. Можно рассмотреть организм размером порядка, десятков микрон, сотые доли миллиметров, - говорит одна из студенток.

экологи
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
экологи
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

- Понятно, что ребята не биологи. Но так они научатся хотя бы понимать основные принципы гидробиологических исследований, понимать, кто и как в воде живёт, и что нам это может рассказать о качестве воды. Позволит не растеряться, если придётся с этим столкнуться. Также на разных курсах в нашем вузе преподают общую экологию, биологический мониторинг, токсикологию. Это позволяет восполнить пробелы в базовых экологических знаниях, расширить кругозор, - отмечает Денис Петров.

Обычно, в курс стандартной программы обучения, особенно в технических вузах, изучение биологических методов анализа качества среды проводится поверхностно, а упор делается на изучение физико-химических характеристик воды. В рамках ДПК студенты изучают методы гидробиологического мониторинга. Он является важнейшим элементом системы контроля загрязнения поверхностных вод и донных отложений, и позволяет определять экологическое состояние водных объектов и экологические последствия их загрязнения.

экологи
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
экологи
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

- Качество водной среды можно оценить не только с помощью химического анализа, но и биологического. Это очень эффективный метод, ведь жители водоемов тесно связаны со своей средой обитания. Определяя, как чувствуют себя живые организмы, которые в этой воде живут, мы довольно точно определяем качество воды. При этом перечень химических параметров, которые мы можем определить и сравнить с нормативами, довольно ограничен. Поэтому в мониторинге водной среды делаются упор и на химию, и на биологию, - объясняет Денис Петров.

Пройдя ДПК, студенты с большей пользой для себя проведут и летнюю практику, которая предстоит им после второго курса. «Набив руку» и приобретя практические навыки по анализу проб и методикам сбора материалов, они более уверенно смогут проанализировать данные уже в полевых условиях.

экологи
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

А итогом прохождения двух ДПК этого семестра станет приобретение рабочей специальности «Лаборант химического анализа» 2-го разряда. Эти знания станут существенным подспорьем в дальнейшем профессиональном пути инженера. Например, он сможет выполнять отбор гидробиологических проб в соответствии с требованиями нормативных документов, проводить подготовку их к хранению и транспортированию. Также сотрудник в состоянии будет самостоятельно анализировать пробы, и выполнять более качественную оценку состояния и изменений водных экосистем. Например, по биологическим индикаторам сможет выявлять потенциальный источник загрязнения, а затем, пользуясь методами химического анализа, установить какие именно вещества являются приоритетными загрязнителями.

экологи
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов