Эксклюзивные заказы для «Ленинградского электромашиностроительного завода» (ЛЭЗ) – обычное дело. Нынешним летом, например, успешно прошел освидетельствование Российского морского регистра судоходства гребной электродвигатель для атомного ледокола «Чукотка». Суда этой серии незаменимы для успешного развития Северного морского пути и всей отечественной арктической программы.
Предприятие создавалось в наиболее интенсивный период индустриализации в СССР (1933). В том же году были основаны, например, такие легендарные заводы, как «Уралмаш» и «Запорожсталь».
В годы блокады Ленинграда на ЛЭЗ отливали корпуса мин и снарядов, в том числе реактивных – для легендарных «Катюш». Фронт проходил примерно по линии нынешнего Западного скоростного диаметра. Расстояние между захваченным оккупантами Пушкиным, и цехами ЛЭЗ в поселке Металлострой – всего около 20 километров.
Участие в масштабных проектах индустриализации и героическая блокадная история объединяют ЛЭЗ с Санкт-Петербургским горным университетом императрицы Екатерины II. Сегодня они являются академическими партнерами. Это новый, более тесный, формат сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики, который вуз развивает в рамках президентского указа о совершенствовании образовательной системы. Представители компании и университета совместно оценивают уровень приобретенных студентом производственных навыков, организуют работу квалификационной комиссии по определению остаточных знаний. Промышленники присутствуют на защите дипломных проектов.
Сегодня ЛЭЗ является одной из ключевых площадок Концерна «Русэлпром». Специализируется на производстве крупных электрических машин мощностью от 100 киловатт. Предприятие имеет собственную конструкторскую службу, сварочно-заготовительное, механообрабатывающее, обмоточно-изоляционное и сборочное производства.
Руководитель отдела персонала ЛЭЗ Наталья Чехина рассказала в интервью «Форпосту» о кадровой политике предприятия в отношении практикантов и молодых специалистов.
– Наталья Сергеевна, новации, которые Санкт-Петербургский горный университет проводит в рамках пилотного проекта совершенствования отечественной системы высшего образования, существенным образом затрагивают тему производственных практик. Насколько, по вашему мнению, важно усиливать практическую компоненту образования?
– Работа, проводимая Горным университетом в рамках пилотного проекта, важна и актуальна. Особенно значимо усиление практической компоненты обучения, в частности, увеличение продолжительности производственных практик. Это способствует подготовке кадров, более соответствующих требованиям работодателей. Важно, чтобы студент не только получал теоретические знания, но и имел возможность применять их на практике. Это повышает его компетентность и готовность к реальной профессиональной деятельности.
– Какие виды практик проходят на ЛЭЗ студенты разных курсов Горного университета?
– На нашем предприятии студенты Горного проходят разнообразные практики: от двухнедельных учебно-ознакомительных, для первокурсников, до месячных и преддипломных. Практики у нас бывают как оплачиваемыми, так и неоплачиваемыми. В обоих случаях мы стараемся погрузить студентов в производственный процесс: они не занимаются бумагами или ненужной работой, а сразу же включаются в трудовую деятельность на производственной площадке или испытательном стенде под руководством наставника.
Например, в прошлом году студенты Горного университета практиковались на испытательном стенде, где проводили испытания электродвигателей. Также они писали программы для станков с числовым программным управлением вместе с операторами, помогали сборщикам при монтаже электрических шкафов и схем. Студенты работали полный день, выполняя реальные задачи и помогая в производственном процессе, а не просто наблюдали или участвовали в экскурсиях.
– Как организована система допуска на производство для практикантов?
– Система допуска на производство для практикантов организована по стандартной процедуре. За каждым студентом по приказу назначается наставник, который контролирует их работу и обеспечивает выполнение требований безопасности. Устанавливается обязательное время присутствия на практике, а посещения фиксируются ежедневно с отметками. Практикант должен приходить и уходить с производства с подписью наставника или руководителя. Также для каждого практиканта составляется план работ, в котором фиксируются задачи и их выполнение, что позволяет контролировать прогресс и качество практики.
Первоначально практиканты на нашем предприятии знакомятся с инструкциями, регламентирующими безопасную работу и внутренние правила. Они проходят вводные и первичные инструктажи по охране труда, а также изучают регламентирующие документы, включая правила внутреннего трудового распорядка и регламенты безопасных работ. Для практикантов действует лист первого дня. Это гайд для нового сотрудника, который помогает им понять порядок работы и содержит другую полезную информацию. В части оформления допуска на практикантов распространяются те же нормы, что и на сотрудников, за исключением допуска к работам с повышенной опасностью, например, на высоте или под высоким напряжением.
– Насколько важно будущему инженеру получить в процессе обучения в вузе несколько рабочих профессий? Какие рабочие профессии были бы желательны для молодого инженера, который придет на ЛЭЗ?
– Будущему инженеру важно получить практический опыт работы в производственном цикле. В нашем случае, например, при сборке электродвигателей, необходимо побывать на финальном этапе, когда конструкторский проект превращается в готовое изделие. Здесь инженер может выявить проблемные моменты, понять, что не стыкуется или сложно проектируется, а также увидеть реальные особенности и нюансы производства.
Я бы предложила для будущего инженера прохождение полного цикла изготовления изделия, или хотя бы работу на основных участках или переделах. Студент или молодой специалист должен руками поработать на сварке, сборке, изоляции и других технологических операциях. Такой опыт помогает понять, как идеи и чертежи реализуются на практике, и способствует более глубокому пониманию технологического процесса.
Подобный подход у ЛЭЗ и к молодым специалистам, как к профильным, электромеханикам и конструкторам, так и к представителям других специальностей. Первые три месяца они проводят на заводе, выполняя практические задания на разных участках. Например, могут постоять у станка, помочь сварщику или собрать отдельные компоненты. Это помогает сформировать целостное представление о процессе и улучшить понимание проектных решений через практический опыт.
– Расскажите, как в этом году был организован быт практикантов, ожидаются ли какие-то изменения в будущем?
– Для приезжих студентов, проходящих практику на нашем предприятии, мы стараемся создать максимально комфортные условия. В первую очередь, рассматриваем возможность предоставления оплачиваемого жилья или содействия в его поиске, чтобы ребята могли сосредоточиться на практике и не беспокоиться о бытовых вопросах. Для местных студентов и практикантов, как правило, жильё мы не снимаем, так как это не требуется.
Также у нас есть столовая на территории предприятия. В случае трудоустройства практикантов на оплачиваемую практику, мы можем оформить для них карточки на питание с льготным режимом.
Кроме того мы организуем различные корпоративные мероприятия и экскурсии — это помогает интегрировать практикантов в коллектив и познакомить их с городом и предприятием. В будущем можно рассматривать внедрение дополнительных форм досуга, например, производственные квесты или командные игры, чтобы сделать пребывание более насыщенным и интересным.
Для приезжих ребят мы также организовывали проживание в гостиницах или временное размещение, а наставники и коллеги сопровождали их во время экскурсий по городу и предприятию. Всё это делается без давления и с учетом комфорта участников.
В целом, наши подходы ориентированы на создание условий для комфортной адаптации и полноценного опыта практики для всех студентов, как местных, так и приезжих.
– Насколько востребован сегодня инженер-исследователь, какова потребность в технологических инновациях?
– На нашем предприятии потребность в технологических инновациях действительно очень актуальна. Особенно в условиях дефицита кадров и необходимости повышения эффективности производства. Внедрение роботов и автоматизированных систем может значительно повысить производительность и снизить нагрузку на работников. У нас есть несколько рабочих мест, где установка роботов вполне возможна и оправдана с точки зрения окупаемости и повышения качества. Однако важно учитывать, что наше производство — штучное, не массовое, поэтому автоматизация должна быть продуманной и не приводить к сбоям или ухудшению гибкости производства.
Инженеры-исследователи, как известно, занимаются в основном теоретическими аспектами или долгосрочными разработками, а для практической реализации на производстве нужны технологи и специалисты по внедрению. Они понимают, как привнести инновационные решения без риска разрушения существующих процессов.
Также важно понимать, что инновации должны быть реализованы с учетом реальных условий производства и экономической целесообразности. Не стоит вводить технологии ради технологий — нужно оценивать их эффективность и окупаемость.
Что касается кадрового состава, то инженеры в широком смысле — это не только конструкторы или технологи, но и специалисты по ремонту оборудования, мастера и начальники участков. Важно, чтобы эти люди обладали инженерной квалификацией и могли общаться на одном профессиональном языке с проектировщиками и разработчиками новых решений.
В целом у нас в стране и на ЛЭЗ в частности не хватает инженерных кадров. В таких условиях обеспечение технологического прогресса возможно только при условии повышения квалификации и развития внутреннего потенциала имеющихся специалистов.
– Вы затронули вопрос дефицита инженерных кадров. Расскажите об этом подробнее.
– На нашем предприятии существует значительная потребность в развитии инженерно-технических кадров, особенно инженеров-конструкторов, инженеров-технологов и специалистов по электронике, а также в руководящем составе — среди мастеров и начальников участков.
В будущем мы рассматриваем возможность повышения квалификации работников непосредственно на производственных участках. С переходом от простых рабочих в категорию, например, специалистов по токарной или расточной обработке. Такой подход позволит повысить уровень профессиональной подготовки, превратив рабочих в инженерно-технический состав, способный не только выполнять ручную работу, но и участвовать в проектировании, оптимизации процессов и внедрении новых технологий.
Этот подход соответствует концепции развития компетенций: сочетание практических навыков и интеллектуальной деятельности. В рамках этой парадигмы важно изучать и применять как ручные операции, так и современные технологические методы, что повысит качество работы и уровень профессионализма сотрудников.
Все актуальные вакансии нашего предприятия размещены на поисковом ресурсе hh.ru. По любым вопросам, связанным с поиском работы, можно обратиться в отдел персонала. Приглашаем присоединиться к нашей команде и стать частью предприятия.
–На какую зарплату может рассчитывать молодой специалист на ЛЭЗ, каким будет его социальный пакет?
– Молодых специалистов, инженеров-конструкторов и инженеров-технологов, мы сразу трудоустраиваем на третью категорию, с зарплатой от 60 тысяч рублей при полном рабочем дне, за вычетом налогов. Социальный пакет у нас полностью соответствует стандартам: все официально оформлено, выплаты своевременные, а также действует компенсация за питание, то есть пакет полностью идентичен тому, что получают наши постоянные сотрудники.
В перспективе есть возможность быстро перейти на вторую категорию и выше — всё зависит от проявленных навыков, компетенций и мотивации сотрудника. Мы ценим инициативу и желание развиваться. За счет предприятия сотрудники могут получить дополнительные смежные профессии и квалификации, что особенно важно для тех, кто работает с электродвигателями и другими сложными технологиями.
Обучение у нас — это инвестиция в человека: он получает уникальный опыт от специалистов, которые работают в своей сфере много лет. Такой опыт невозможно купить или получить где-либо еще. Мы приветствуем инициативных и мотивированных сотрудников и готовы их развивать.






