Перейти к основному содержанию

Техпроцесс во всех деталях: студенческие практики на производстве мощных электродвигателей

ЛЭЗ
© «Ленинградский электромашиностроительный завод»

Эксклюзивные заказы для «Ленинградского электромашиностроительного завода» (ЛЭЗ) – обычное дело. Нынешним летом, например, успешно прошел освидетельствование Российского морского регистра судоходства гребной электродвигатель для атомного ледокола «Чукотка». Суда этой серии незаменимы для успешного развития Северного морского пути и всей отечественной арктической программы.

Предприятие создавалось в наиболее интенсивный период индустриализации в СССР (1933). В том же году были основаны, например, такие легендарные заводы, как «Уралмаш» и «Запорожсталь».

В годы блокады Ленинграда на ЛЭЗ отливали корпуса мин и снарядов, в том числе реактивных – для легендарных «Катюш». Фронт проходил примерно по линии нынешнего Западного скоростного диаметра. Расстояние между захваченным оккупантами Пушкиным, и цехами ЛЭЗ в поселке Металлострой – всего около 20 километров.

Участие в масштабных проектах индустриализации и героическая блокадная история объединяют ЛЭЗ с Санкт-Петербургским горным университетом императрицы Екатерины II. Сегодня они являются академическими партнерами. Это новый, более тесный, формат сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики, который вуз развивает в рамках президентского указа о совершенствовании образовательной системы. Представители компании и университета совместно оценивают уровень приобретенных студентом производственных навыков, организуют работу квалификационной комиссии по определению остаточных знаний. Промышленники присутствуют на защите дипломных проектов.

ЛЭЗ
© «Ленинградский электромашиностроительный завод»

Сегодня ЛЭЗ является одной из ключевых площадок Концерна «Русэлпром». Специализируется на производстве крупных электрических машин мощностью от 100 киловатт. Предприятие имеет собственную конструкторскую службу, сварочно-заготовительное, механообрабатывающее, обмоточно-изоляционное и сборочное производства.

Руководитель отдела персонала ЛЭЗ Наталья Чехина рассказала в интервью «Форпосту» о кадровой политике предприятия в отношении практикантов и молодых специалистов.

ЛЭЗ
© «Ленинградский электромашиностроительный завод»

– Наталья Сергеевна, новации, которые Санкт-Петербургский горный университет проводит в рамках пилотного проекта совершенствования отечественной системы высшего образования, существенным образом затрагивают тему производственных практик. Насколько, по вашему мнению, важно усиливать практическую компоненту образования?

– Работа, проводимая Горным университетом в рамках пилотного проекта, важна и актуальна. Особенно значимо усиление практической компоненты обучения, в частности, увеличение продолжительности производственных практик. Это способствует подготовке кадров, более соответствующих требованиям работодателей. Важно, чтобы студент не только получал теоретические знания, но и имел возможность применять их на практике. Это повышает его компетентность и готовность к реальной профессиональной деятельности.

– Какие виды практик проходят на ЛЭЗ студенты разных курсов Горного университета?

– На нашем предприятии студенты Горного проходят разнообразные практики: от двухнедельных учебно-ознакомительных, для первокурсников, до месячных и преддипломных. Практики у нас бывают как оплачиваемыми, так и неоплачиваемыми. В обоих случаях мы стараемся погрузить студентов в производственный процесс: они не занимаются бумагами или ненужной работой, а сразу же включаются в трудовую деятельность на производственной площадке или испытательном стенде под руководством наставника.

Например, в прошлом году студенты Горного университета практиковались на испытательном стенде, где проводили испытания электродвигателей. Также они писали программы для станков с числовым программным управлением вместе с операторами, помогали сборщикам при монтаже электрических шкафов и схем. Студенты работали полный день, выполняя реальные задачи и помогая в производственном процессе, а не просто наблюдали или участвовали в экскурсиях.

ЛЭЗ
© «Ленинградский электромашиностроительный завод»

– Как организована система допуска на производство для практикантов?

– Система допуска на производство для практикантов организована по стандартной процедуре. За каждым студентом по приказу назначается наставник, который контролирует их работу и обеспечивает выполнение требований безопасности. Устанавливается обязательное время присутствия на практике, а посещения фиксируются ежедневно с отметками. Практикант должен приходить и уходить с производства с подписью наставника или руководителя. Также для каждого практиканта составляется план работ, в котором фиксируются задачи и их выполнение, что позволяет контролировать прогресс и качество практики.

Первоначально практиканты на нашем предприятии знакомятся с инструкциями, регламентирующими безопасную работу и внутренние правила. Они проходят вводные и первичные инструктажи по охране труда, а также изучают регламентирующие документы, включая правила внутреннего трудового распорядка и регламенты безопасных работ. Для практикантов действует лист первого дня. Это гайд для нового сотрудника, который помогает им понять порядок работы и содержит другую полезную информацию. В части оформления допуска на практикантов распространяются те же нормы, что и на сотрудников, за исключением допуска к работам с повышенной опасностью, например, на высоте или под высоким напряжением.

ЛЭЗ
© «Ленинградский электромашиностроительный завод»

– Насколько важно будущему инженеру получить в процессе обучения в вузе несколько рабочих профессий? Какие рабочие профессии были бы желательны для молодого инженера, который придет на ЛЭЗ?

– Будущему инженеру важно получить практический опыт работы в производственном цикле. В нашем случае, например, при сборке электродвигателей, необходимо побывать на финальном этапе, когда конструкторский проект превращается в готовое изделие. Здесь инженер может выявить проблемные моменты, понять, что не стыкуется или сложно проектируется, а также увидеть реальные особенности и нюансы производства.

Я бы предложила для будущего инженера прохождение полного цикла изготовления изделия, или хотя бы работу на основных участках или переделах. Студент или молодой специалист должен руками поработать на сварке, сборке, изоляции и других технологических операциях. Такой опыт помогает понять, как идеи и чертежи реализуются на практике, и способствует более глубокому пониманию технологического процесса.

Подобный подход у ЛЭЗ и к молодым специалистам, как к профильным, электромеханикам и конструкторам, так и к представителям других специальностей. Первые три месяца они проводят на заводе, выполняя практические задания на разных участках. Например, могут постоять у станка, помочь сварщику или собрать отдельные компоненты. Это помогает сформировать целостное представление о процессе и улучшить понимание проектных решений через практический опыт.

ЛЭЗ
© «Ленинградский электромашиностроительный завод»

– Расскажите, как в этом году был организован быт практикантов, ожидаются ли какие-то изменения в будущем?

– Для приезжих студентов, проходящих практику на нашем предприятии, мы стараемся создать максимально комфортные условия. В первую очередь, рассматриваем возможность предоставления оплачиваемого жилья или содействия в его поиске, чтобы ребята могли сосредоточиться на практике и не беспокоиться о бытовых вопросах. Для местных студентов и практикантов, как правило, жильё мы не снимаем, так как это не требуется.

Также у нас есть столовая на территории предприятия. В случае трудоустройства практикантов на оплачиваемую практику, мы можем оформить для них карточки на питание с льготным режимом.

Кроме того мы организуем различные корпоративные мероприятия и экскурсии — это помогает интегрировать практикантов в коллектив и познакомить их с городом и предприятием. В будущем можно рассматривать внедрение дополнительных форм досуга, например, производственные квесты или командные игры, чтобы сделать пребывание более насыщенным и интересным.

Для приезжих ребят мы также организовывали проживание в гостиницах или временное размещение, а наставники и коллеги сопровождали их во время экскурсий по городу и предприятию. Всё это делается без давления и с учетом комфорта участников.

В целом, наши подходы ориентированы на создание условий для комфортной адаптации и полноценного опыта практики для всех студентов, как местных, так и приезжих.

ЛЭЗ
© «Ленинградский электромашиностроительный завод»

– Насколько востребован сегодня инженер-исследователь, какова потребность в технологических инновациях?

– На нашем предприятии потребность в технологических инновациях действительно очень актуальна. Особенно в условиях дефицита кадров и необходимости повышения эффективности производства. Внедрение роботов и автоматизированных систем может значительно повысить производительность и снизить нагрузку на работников. У нас есть несколько рабочих мест, где установка роботов вполне возможна и оправдана с точки зрения окупаемости и повышения качества. Однако важно учитывать, что наше производство — штучное, не массовое, поэтому автоматизация должна быть продуманной и не приводить к сбоям или ухудшению гибкости производства.

Инженеры-исследователи, как известно, занимаются в основном теоретическими аспектами или долгосрочными разработками, а для практической реализации на производстве нужны технологи и специалисты по внедрению. Они понимают, как привнести инновационные решения без риска разрушения существующих процессов.

Также важно понимать, что инновации должны быть реализованы с учетом реальных условий производства и экономической целесообразности. Не стоит вводить технологии ради технологий — нужно оценивать их эффективность и окупаемость.

Что касается кадрового состава, то инженеры в широком смысле — это не только конструкторы или технологи, но и специалисты по ремонту оборудования, мастера и начальники участков. Важно, чтобы эти люди обладали инженерной квалификацией и могли общаться на одном профессиональном языке с проектировщиками и разработчиками новых решений.

В целом у нас в стране и на ЛЭЗ в частности не хватает инженерных кадров. В таких условиях обеспечение технологического прогресса возможно только при условии повышения квалификации и развития внутреннего потенциала имеющихся специалистов.

ЛЭЗ
© «Ленинградский электромашиностроительный завод»

– Вы затронули вопрос дефицита инженерных кадров. Расскажите об этом подробнее.

– На нашем предприятии существует значительная потребность в развитии инженерно-технических кадров, особенно инженеров-конструкторов, инженеров-технологов и специалистов по электронике, а также в руководящем составе — среди мастеров и начальников участков.

В будущем мы рассматриваем возможность повышения квалификации работников непосредственно на производственных участках. С переходом от простых рабочих в категорию, например, специалистов по токарной или расточной обработке. Такой подход позволит повысить уровень профессиональной подготовки, превратив рабочих в инженерно-технический состав, способный не только выполнять ручную работу, но и участвовать в проектировании, оптимизации процессов и внедрении новых технологий.

Этот подход соответствует концепции развития компетенций: сочетание практических навыков и интеллектуальной деятельности. В рамках этой парадигмы важно изучать и применять как ручные операции, так и современные технологические методы, что повысит качество работы и уровень профессионализма сотрудников.

Все актуальные вакансии нашего предприятия размещены на поисковом ресурсе hh.ru. По любым вопросам, связанным с поиском работы, можно обратиться в отдел персонала. Приглашаем присоединиться к нашей команде и стать частью предприятия.

–На какую зарплату может рассчитывать молодой специалист на ЛЭЗ, каким будет его социальный пакет?

– Молодых специалистов, инженеров-конструкторов и инженеров-технологов, мы сразу трудоустраиваем на третью категорию, с зарплатой от 60 тысяч рублей при полном рабочем дне, за вычетом налогов. Социальный пакет у нас полностью соответствует стандартам: все официально оформлено, выплаты своевременные, а также действует компенсация за питание, то есть пакет полностью идентичен тому, что получают наши постоянные сотрудники.

В перспективе есть возможность быстро перейти на вторую категорию и выше — всё зависит от проявленных навыков, компетенций и мотивации сотрудника. Мы ценим инициативу и желание развиваться. За счет предприятия сотрудники могут получить дополнительные смежные профессии и квалификации, что особенно важно для тех, кто работает с электродвигателями и другими сложными технологиями.

Обучение у нас — это инвестиция в человека: он получает уникальный опыт от специалистов, которые работают в своей сфере много лет. Такой опыт невозможно купить или получить где-либо еще. Мы приветствуем инициативных и мотивированных сотрудников и готовы их развивать.