Перейти к основному содержанию

Ъ: Из-за локализации такси в РФ с рынка могут уйти 200 тысяч водителей

такси
© Форпост Северо-Запад / Алиса Иняхина

В России подсчитывают будущие потери сферы коммерческих перевозок пассажиров.

Во вторник, 16 сентября, стало известно, что из-за закона о локализации такси в 2026 году в РФ из отрасли могут уйти около 200 тысяч водителей. Об этом со ссылкой на протокол заседания Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) сообщил «Коммерсант».

Во встрече принимали участие представители сервисов коммерческих перевозок, автопроизводителей, отраслевых объединений, чиновники из Минпромторга, Минтранса, Минэкономразвития, а также власти Москвы и Петербурга. По данным «Яндекс.Такси», в июне этого года в РФ насчитывался миллион шофёров. Таким образом, потеря 200 тысяч человек составит 20% от занятых в сфере.

В такси «Максим» заявили, что реформа идёт по жёсткому сценарию, хотя ранее обсуждался более плавный переход на новые правила. В Объединении самозанятых перевозчиков отметили, что отток кадров может произойти из-за того, что большей части самозанятых водителей недоступна замена автомобиля на требуемые модели — новые машины стоят очень дорого, а программы лизинга и автокредитования не отличаются широкой доступностью.

По оценкам участников совещания РСПП, на конец 2024 года в России в отрасли было 700 тысяч авто у физлиц, из них 70% использовались для подработки. При этом около 70% из них не соответствуют критериям закона о локализации.

В такси «Максим» отметили, что проблемы могут возникнуть и у таксопарков — они не смогут сохранить в реестре нелокализованные автомобили после окончания лизинга или изменения статуса водителей. Необходимость покупать новые неизбежно повлечёт за собой рост ставок для шофёров и увеличение тарифов для пассажиров.

Напомним, закон о локализации такси приняли в минувшем мае. Он предполагает, что в отрасли останутся только машины с необходимым числом баллов локализации, установленным правительством, либо произведённые в рамках инвестконтракта, заключённого с 1 марта 2022 года до 1 марта 2025-го.