Правительству Северной столицы хотят разрешить оценивать научные материалы.
В среду, 8 октября, депутаты Законодательного собрания Петербурга в первом чтении одобрили законопроект, согласно которому за Смольным могут закрепить полномочие по проведению экспертизы учебных пособий. В ходе его обсуждения в Мариинском дворце завязалась дискуссия о компетенции оценивающих эти материалы экспертов и «объективной правде», сообщил корреспондент «Форпоста».
В документе указано, что ранее в ФЗ были внесены изменения в некоторые положения статьи «Об образовании в Российской Федерации». В них уточняется, что уполномоченные органы госвласти субъектов РФ для учёта региональных и этнокультурных особенностей регионов страны участвуют в экспертизе не только учебников, но и разработанных в соответствии с ними учебных пособий. Авторы инициативы предлагают привести городской закон в соответствие с федеральным.
В ходе обсуждения законопроекта эсер Марина Шишкина отметила, что «в последние годы в стране цензоров больше, чем творцов». Она подчеркнула, что не против того, чтобы учебники проходили серьёзную экспертизу, но «тем не менее, пособия — это другое, вещь мобильная». Депутат поинтересовалась, возможно ли сделать их оценку качественно и объективно.
В ответ на это один из авторов инициативы, единоросс Всеволод Беликов, отметил, что соответствующие изменения вызваны не проверками и субъективизмом, а тем, что появляется новая научная информация, и это «существенно меняет взгляд специалистов». По его словам, открытость общества, доступ к архивам, цифровизация этих процессов, «работа по вскрытию пластов истории» говорят о том, что сроки обработки и получения данных позволяют переосмыслить некоторые вещи.
«Меняться надо, поэтому принципиально важно, чтобы экспертиза максимально соответствовала объективной правде» — добавил Беликов.
Единоросс Александр Малькевич в свою очередь отметил, что учебники и пособия влияют на детей и подрастающее поколение. Он поинтересовался, не потребуются ли дополнительные средства из бюджета города на обеспечение новых полномочий правительства по проведению экспертизы этих материалов. Беликов подчеркнул, что разговор с комитетом по образованию по этому поводу уже состоялся, и в ведомстве заверили, что что тот состав, который уже занимается оценкой учебников, «понимает свою ответственность за работу в этом направлении», и необходимости в расширении штата и финансирования нет.
Депутат от фракции «Новые люди» Ольга Герасина отметила, что среди подобных материалов часто попадаются некачественные, где, например, «в контурных картах субтропики можно увидеть на границе Ленобласти». Она уточнила, есть ли у властей возможность влиять на школы в этом вопросе и «ограничивать учеников от некачественного продукта».
Беликов в свою очередь подчеркнул, что после экспертизы в федеральный перечень не включили два учебника по истории для учебных заведений. По словам парламентария, он не говорит о том, что надо «отбирать авторов и что нужно устанавливать ограничения для организаций, осуществляющих подготовку учебников и пособий», но понимание ответственности у органов, осуществляющих госзаказ по этим материалам, должно быть, в том числе с проведением квалифицированных консультаций.
Единоросс Алексей Цивилёв напомнил, что ранее обнаружил в учебнике сына по истории для пятого класса описание основных этапов ВОВ, где были обозначены Ржевская, Сталинградская и битва за Москву, однако не было блокады Ленинграда, что пропустили эксперты. Тогда он написал в Минобразования, и там ответили, что учебники бракованные, и их заменят.
В результате голосования законопроект одобрили 49 депутатов. Он перешёл во второе чтение.
Напомним, в минувшем августе губернатор Александр Беглов поручил создать «патриотический» учебник по истории Петербурга во время педсовета с учителями городских школ в БКЗ «Октябрьский». По словам градоначальника, новое пособие должно стать «патриотическим ориентиром для детей и молодёжи».