Перейти к основному содержанию

Как получить работу в «Нефтяной индустрии Сербии»

нис
© gazprom-neft.ru

Сгласно планам градоначальников обеих столиц перевод всех вузов Петербурга и Москвы на удаленный формат обучения должен был привести к оттоку молодежи из мегаполисов и соответственно, уменьшению нагрузки на коечный фонд в ковид-стационарах. Магистр из Сербии рассказала о том, почему иногородние и зарубежные студенты никуда не уехали и чего ждут от российского образования.

«Когда весной этого года началась пандемия, все были вынуждены учиться онлайн. После сдачи летней сессии многие иностраннные студенты отправились в родные страны. Несмотря на закрытые границы, граждане государства всегда могут вернуться домой на спецрейсах. А обратно уже не пускали, пришлось учиться дистанционно… Поэтому я очень переживала, как будут разворачиваться события. Когда в октябре Россия возобновила авиасообщение с Сербией, тут же купила билет на самолет. Во время второй, осенней волны заболеваемости студенты разделились на две группы: одни хотели учиться очно, с соблюдением всех эпидемиологических мер, вторые разворачивали дискуссии об опасностях, которые их подстерегают в стенах вузов. Как и большинство моих знакомых, я придерживаюсь первой позиции, надеясь, что введенные ограничения не будут в ущерб образованию», - рассуждает студентка петербургского университета Йована Милич.

По словам девушки, эта проблема будет иметь серьезные последствия в будущем, когда на производство придут инженеры, которые сидели дома без практических и лабораторных занятий. Но сегодня обучающихся гораздо больше волнуют краткосрочные перспективы: в каком формате пройдут зимняя сессия и весь следующий семестр? Ребята, которые приехали из других регионов и стран, стоят перед дилеммой: стоит ли покупать билеты, если в феврале может возобновиться стандартное обучение?

«Я не планирую уезжать из Санкт-Петербурга до получения магистерской степени, то есть как минимум до лета. В Сербии сегодня тоже введены всяческие ограничения, например, общепит, салоны красоты, бассейны, спортзалы и торговые центры закрыты в 17:00 по будням и в принципе не работают по выходным. При этом единого решения по переходу вузов на удалённый формат не принято. В зависимости от профиля и необходимости, университеты сами определяют график. Некоторые организовали все занятия онлайн, другие только лекции, а практики проводят в маленьких группах. В ряде вузов факультеты очно проводят сессию и неделю коллоквиумов», - рассказывает Йована.

Missing материал.

Девушка учится на магистратуре на нефтегазовом факультете Санкт-Петербургского горного университет. Она родилась в маленьком сербском городке Кралево, затем семья переехала в город Нови-Сад, второй по значимости в стране. Во время учебы в гимназии она узнала о корпоративной программе «Энергия знаний», которую реализует АО «Нефтяная индустрия Сербии». После прохождения конкурсного отбора школьница стала его участницей.

Мажоритарным акционером компании «НИС» с пакетом акций в размере 56,15 % является российская компания «Газпром нефть». Второй по размеру пакет акций, составляющий 29,87 %, находится в собственности Республики Сербии.

По признанию руководства «НИС», в 2012 году компания обнаружила расхождение спроса и предложения на местном рынке труда. Наибольший дефицит кадров отмечался в сфере естественных и технических наук, содержание учебных программ нуждались в адаптации к современным условиям работы. С целью разрешить проблему и подготовить новые качественные кадры был запущен данный проект.

Он включает в себя инвестиции в местную систему образования (оборудование классов и лабораторий), финансовую поддержку наиболее талантливых школьников и студентов, а также сотрудничество с отраслевыми университетами на Балканах и в Российской Федерации. Речь идет о направлении успешных абитуриентов на обучение в вузы, их последующем приёме на производственную практику и реализации совместных научно-исследовательских проектов. В рамках программы предоставлены стипендии более чем 100 студентам, которых после получения дипломов компания принимает на работу.

Missing материал.

Распределением квот на бесплатное обучение иностранцев в России, в том числе стипендиатов и целевиков, занимается агентство Россострудничество. На текущий учебный год Сербии было выделено 125 мест. Еще десятки абитуриентов отправились на платное и бесплатное обучение в частном порядке. Эти цифры ежегодно растут. Чем объясняется динамика интереса со стороны молодежи?

«Во-первых, абитуриенты и их родители рассматривают образование как возможность трудоустройства в российских компаниях, осуществляющих свою деятельность на территории Сербии, таких как, «Газпром», «Лукойл», «РЖД». Во-вторых, отечественные университеты воспитывают дисциплину своевременной сдачи экзаменов. Для перевода на следующий учебный курс необходимо сдать все экзамены и зачеты, в отличие от сербской системы, где студенты самостоятельно выбирают в какую сессию и что сдавать. Возможность переноса предметов на следующий курс расслабляет, учебный процесс замедляется и растягивается», - рассказывает консультант отдела образования Представительства Россотрудничества в Сербии Олеся Бабенко.

Еще одним преимуществом является оперативная выдача диплома российскими университетами после окончания обучения, в отличие от растянутой процедуры на Балканах. Это не позволяет студенту подать весь пакет документов на второе высшее образование сразу после получения первого, а также усложняет перевод на магистратуру или аспирантуру в другой университет.

«Всего в Республике открыто 18 университетов, и их дипломы высоко ценятся работодателями. Однако существуют отрасли, которые глубже освоены и шире представлены в других странах. Получив диплом с редкой или альтернативной специальностью, выпускник после возвращения домой получает преимущество на рынке труда. Если же направление в полной мере освоено внутри страны, то и выбор иностранного вуза не так важен для последующего трудоустройства. Например, аграрный сектор считается одним из ведущих – страна ежегодно наращивает экспорт сельхозпродукции и успела накопить большой опыт в данном направлении. В то же время с каждым годом увеличивается количество претендентов на получение бесплатного российского образования в горной и нефтегазовой отраслях. Это объясняется тремя факторами: тем, что одной из самых прибыльных компаний в Республике является «НИС», наличием программы «Энергия знаний» и уровнем минерально-сырьевых вузов России», - объясняет представитель сербского Россотрудничества.

сербия
© rs.gov.ru

Буквально в ноябре в Белграде состоялась выставка отечественных вузов «За знаниями в Россию». Из 6 представленных учебных заведений 4 имели в своей структуре факультеты, специализирующиеся на полезных ископаемых, и один, Санкт-Петербургский горный университет, всецело направлен на подготовку инженеров для минерально-сырьевого комплекса. Традиционно экспозиция собирает несколько сот школьников, которые в формате презентаций и личных бесед получают необходимую для себя информацию.

«Я всегда хотела учиться в России. Сырьевой потенциал позволил накопить ей серьезнейший научно-образовательный и производственный опыт в области добычи и переработки углеводородов. Так как я была наслышана о Горном университете, моим главным желанием было попасть на учебу именно в Санкт-Петербург. Когда впервые оказалась в главном корпусе вуза, подумала, что попала в замок Хогвардс из книг о Гарри Поттере: величественное старинное здание, портретные коридоры, поражающие своими коллекциями библиотеки, музей. Не меньшее впечатление произвели современные научные центры и социальная инфраструктура», - вспоминает Йована.

Образовательная программа технических вузов в России охватывает порядка 10-12 дисциплин в семестре, что примерно в два раза выше, чем в среднем по Европе. Кроме того, система высшего инженерного образования построена на основе неразрывной цепочки: теория - исследование или эксперимент в учебной лаборатории – закрепление материала на производстве.

Missing материал.

«Приведу простой пример. На третьем курсе в процессе лабораторных работ мы изучали способы эксплуатации скважин, и исследовали работу штангового глубинного насоса динамометрированием. На летней практике в «НИС» я ознакомилась с функциями оператора по добыче нефти и газа и убедилась, что обладаю достаточным количеством знаний для обеспечения технологического процесса добычи на промысле. Но именно живая практика позволила целиком понять суть работы. На последующих курсах мы занимались в специализированных лабораториях повышения нефтеотдачи пластов, моделирования разработки месторождений, центре добычи на шельфе, тренажерном классе по подземному и капитальному ремонту скважин и так далее. А летом обязательно уезжали на производство. Конечно, при онлайн-формате это становится невозможным», - рассказывает Йована.

Окончив бакалавриат, девушка поступила в магистратуру. К общей специализации добавились узконаправленные темы и конференции. Только за последний год молодая сербка успела поучаствовать в Международной научной конференция SPE «Tatarstan UpExPro 2020» в Казани, организованной Всемирным обществом инженеров нефтегазовой промышленности (Society of Petroleum Engineers - SPE), и Зимней школе нефтегазового инжиниринга в рамках студенческой олимпиады «Я - профессионал» в Тюмени. Причем последнее мероприятие включало посещение одного из предприятий крупнейшей нефтехимической компании в России «СИБУР».

Missing материал.

Правда, все это произошло до объявления пандемии. Сегодня все иностранные студенты сидят в общежитиях и гадают, когда вузы снова начнут работать в обычном или гибридном режиме.