Перейти к основному содержанию

Стартап поможет с вузовским дипломом. А с заработком?

В среду, 3 февраля, глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков и председатель предпринимательского сообщества «Деловая Россия» Алексей Репик подписали соглашение о взаимодействии. Бизнес-объединение поможет вузам развивать у студентов предпринимательские навыки и поддерживать трудоустройство выпускников.

Последнее, является сегодня одной из главных проблем высшей школы. Однако на последовавшей за подписанием пресс-конференции говорили в первую очередь не о рабочих местах, а о навыках свободного плавания в бизнесе. Умалчивая про подводные камни на этом поприще, которые, к сожалению, торчат повсюду. Стартапера в сегодняшнем мире от классического безработного часто отличает лишь непроизводительная активность и неоправданный оптимизм.

Тем не менее, Валерий Фальков подтвердил планы министерства масштабировать программу «Стартап как диплом» уже на 40 и более университетов. Министерство приглашает к защите предпринимательских инициатив студентов всех специальностей. Главное, чтобы проект имел отношение к полученным в вузе компетенциям.

Missing материал.

Успех бизнеса, как известно, оценивается соотношением выручки и произведенных затрат, то есть рентабельностью. Предположим, что студент – биолог сможет сублимировать полученные в процессе учёбы знания в какую-то инновацию. Но ведь это даже не полдела. Нужно превратить её в продаваемый продукт. Для создания качественного проекта такого рода ему придется досконально оценить коммерческую перспективу в реальных рыночных условиях, составить финансовую модель, рассчитать перспективный денежный поток с учетом налогообложения. Даже учащиеся экономических факультетов, как правило, знакомятся с этим лишь теоретически.

Предполагается, что студентам помогут стартап-студии. К 2024 году предполагается открыть 35 таких сервисных площадок. Смогут ли они в экспресс-режиме преддипломной гонки восполнить пробелы знаний рынка и финансовой грамотности у авторов проектов? Разве что сами сделают за них всю подготовительную работу. Выпускники получат дипломы, министерство отчитается в реализации успешного начинания. Что дальше?

«Менеджер становится предпринимателем тогда, когда он готов к самостоятельным действиям и личной ответственности» - заявляет один из видных исследователей теории предпринимательства американский экономист Фрэнк Найт.

То есть сначала самостоятельность и ответственность в рамках уже существующей структуры, и только следом – свободное плавание на волнах конкуренции. Работая по найму, будущий предприниматель постигает азы мастерства, присматривается, ищет плацдарм для обретения независимости. Трудно представить себе человека, шагнувшего из студенческой аудитории в реальный бизнес и победившего там опытных и неограниченных в ресурсах игроков.

выпускница_11022021
© pixabay.com

По оценке бизнес-акселераторов Силиконовой долины, сегодня закрывается 92% запущенных стартапов. Интересно, много ли среди оставшихся 8% жизнеспособных проектов тех, которые были основаны студентами последних курсов университетов, не имеющих ни малейшего практического опыта в своей области?

Понятно, что программа «Стартап как диплом» появилась не от хорошей жизни. Доля выпускников, обучавшихся на бюджетных местах по очной форме, и получивших направления на работу, медленно, но верно снижается. В 2013 году распределение коснулось 61,3% старшекурсников, в 2020 уже только 57,8% - снижение на 33 с лишним тысячи человек. С целевиками ситуация еще острее – их стало меньше почти на 30%. В таких условиях как-то неловко воспринимать предпринимательство как дар судьбы. Скорее как вынужденную меру.

В России дипломные стартапы в пилотном режиме практикуются уже около четырех лет. Первоначально были опробованы в Дальневосточном федеральном университете в 2017 году. По словам главы Минобрнауки, по новой схеме прошли уже защиты трехсот дипломов. Тем не менее «Форпосту» пока не удалось найти в интернете упоминание о каких-либо кейсах программы, которые удалось бы успешно коммерциализировать.

В качестве примера успеха «Агентство стратегических инициатив» (партнер Минобрнауки по реализации программы «Стартап как диплом») упоминал, например, проект Ксении Сацюк. Она предложила стартап по внедрению технологии глубокой переработки пшеницы. Судя по публикациям в СМИ, российские агрохолдинги знают о перспективной технологии и внимательно следят за ходом её продвижения за рубежом. Но, к сожалению, пока не могут выйти на реализацию по одной простой причине – в России не складывается эффективная экономическая модель для этого бизнеса. Дальше, пожалуй, рассказ о проекте Ксении Сацюк можно не продолжать.

Две-три других инициативы, промелькнувших в СМИ в связи с программой «Стартап как диплом», продвинулись не намного дальше. По крайней мере, реальных денег своим инициаторам они пока не приносят.

стартапер_11022021
© pixabay.com

Предпринимательство сегодня с большой вероятностью становится билетом на биржу труда. В лучшем случае удастся переквалифицироваться во франчайзи, который реализует чужие идеи за собственный счет. Или влиться в социально незащищенную кагорту работников неформального сектора экономики. Согласно докладу Всемирного банка «Изменение характера труда», доля такого рода занятости в мире увеличивается, и достигает в некоторых развивающихся странах 90%.

Хорошей иллюстрацией является американская компания Andela, которая занимается обучением и последующим предоставлением дистанционных заказов разработчиков компьютерных программ в Африке. Сегодня там работают уже 20 000 её подрядчиков. К 2024 году планируется увеличить их количество до 100 000 человек. Излишне пояснять, что жители Лаоса, Нигерии, Кении, Уганды занимаются самыми простыми операциями, которые всегда можно передать другим исполнителям. Налоговые поступления от деятельности таких фрилансеров в бюджеты указанных стран минимальны или вообще отсутствуют.

Здесь речь идет о самом успешном сегменте фриланса – ИТ-бизнесе. С остальными категориями ситуация много хуже. Между тем, программа «Стартап как диплом» косвенно затрагивает актуальнейшую проблему присутствия новизны в выпускных студенческих работах. По большому счету комиссия ждёт от каждого студента рационализаторского предложения по итогам преддипломной практики. В этом деле заинтересованная поддержка со стороны будущего работодателя может принести большую пользу, чем игры в предпринимательство.