Санкт-ПетербургНебольшой дождь+5°C
$ЦБ:71,06ЦБ:82,62OPEC:83,48

Ректор Башкирского госуниверситета: «Ситуация в аспирантуре критическая!»

БашГУ
© Пресс-служба БашГУ

БашГУ - первый вуз Башкортостана. Он открыл свои двери в 1909 году как учительский институт – в регионе катастрофически не хватало педагогов. Значительно позже стал классическим университетом, и акцент сместился на подготовку специалистов самого широкого спектра – студенты изучали гуманитарные, математические, естественные и общественные науки. Сегодня вуз уже выпускает инженеров, которые широко востребованы в сырьевой промышленности. Ректор университета Николай Морозкин в интервью «Форпосту» рассказал о том, что в настоящее время происходит в БашГУ, какие проблемы стоят перед высшим образованием в Башкортостане, и какие перспективы открывают вузовские коллаборации.

БашГУ
© Пресс-служба БашГУ

- Несколько лет назад БашГУ открыл инженерный факультет и стал развивать направления, не характерные для классических учебных заведений. А в конце 2020 года вошел в консорциум вузов «Недра». Что мотивировало Вас?

– В первую очередь расширение спектра направлений, по которым мы осуществляем обучение, было продиктовано запросом ведущих предприятий на инженерные кадры.

Вхождение же университета в Консорциум университетов «Недра» обусловлено тем, что мы реализуем подготовку специалистов для минерально-сырьевого комплекса России - геология, картография и геоинформатика, гидрометеорология, физика, химическая технология, экология и природопользование. А это непосредственный профиль объединения.

Наши выпускники получат новые возможности для трудоустройства и карьерного роста в будущем. Кроме того, совместная работа с другими образовательными учреждениями, а также НИИ и производственными предприятиями в рамках Консорциума позволит профессорско-преподавательскому составу, студентам и аспирантам повысить свои профессиональные компетенции, квалификацию, мобильность, научно-исследовательскую и публикационную активность.

- В последний день 2020 года БашГУ и УГНТУ подписали договор о стратегическом сотрудничестве. Оба вуза – члены консорциума «Недра». Долгие годы соревновались друг с другом и теперь объединили свои усилия в области научных исследований и академической мобильности студентов. Насколько вузовские коллаборации важны для решения научно-технологических задач страны?

– От Башкортостана вступили в консорциум «Недра» три вуза: БашГУ, УГНТУ, УГАТУ (Уфимский нефтяной и Уфимский авиационный – прим. ред.). Мы вместе работаем над одной задачей – качественной подготовкой кадров для региона и страны, поэтому являемся все-таки больше партнерами. Несмотря на то, что УГНТУ и УГАТУ – технические университеты, у нас много общего. Так, в каждом вузе есть одинаковые направления, ориентированные на удовлетворение потребностей добывающей и перерабатывающей промышленностей, но они отличаются друг от друга уникальными программами.

БашГУ
© Пресс-служба БашГУ

Мы ведем совместные научно-исследовательские работы, пользуемся материально-техническими базами вузов-партнеров, публикуем в соавторстве научные статьи. Вузовское сотрудничество в республике видно и в работе Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня, поскольку к портфелю научных проектов привлечены все университеты республики и Уфимский федеральный исследовательский центр РАН.

- В Зимней школе для иностранцев «Учеба и отдых в России», организованной БашГУ в этом году, приняли участие более 200 человек из Узбекистана, Казахстана и Китая. Насколько актуально это в сегодняшнее время?

– Академический обмен – неотъемлемая часть жизни практически любого российского университета, важнейший инструмент создания эффективного регионального рынка труда, обмена квалифицированными человеческими ресурсами, подготовки лидеров в различных областях национальной системы образования.

В этом контексте мы особенно заинтересованы в программах академической мобильности в рамках Консорциума «Недра», в частности, направлении студентов и аспирантов на стажировки в ЕС и российские вузы. БашГУ всегда поддерживает и стимулирует участие обучающихся и преподавателей в подобных мероприятиях. Мы активно сотрудничаем с такими зарубежными вузами, как Наньчанский университет в Китае, Университет Сержи-Понтуаз во Франции, Университет Пэй Чже в Южной Корее, Великотырновский университет им. Св. Кирилла и Мефодия в Болгарии.

- Вопрос будущего трудоустройства один из главных, по которому абитуриенты выбирают вуз. Как Вы отметили в одном из интервью, среди многочисленных направлений подготовки, предлагаемых БашГУ, наиболее популярным сегодня является нефтегазовое дело. Чем объясняете тенденцию? Насколько она долгосрочна? Куда идут работать ваши выпускники?

– Популярность направлений подготовки, связанных с нефтегазовым сектором, вполне объяснима и будет расти, так как сама отрасль сейчас переживает масштабную цифровизацию, внедряются новые технологии, что, безусловно, требует новых специалистов по разработке цифровых симуляторов. Наши выпускники работают как в регионе, так и во многих крупнейших нефтегазовых, топливно-энергетических компаниях России и мира, включая США, Францию, страны Ближнего Востока, Норвегию. БашГУ входит в топ-10 вузов рейтинга «Газпром нефть» по подготовке лучших нефтяников России.

БашГУ
© Пресс-служба БашГУ

Что касается общей картины трудоустройства наших выпускников, на сегодняшний день, по данным мониторинга, БашГУ готовит 75% кадров в регионе по математическим и естественнонаучным специальностям, 72% – по гуманитарным наукам, 46% – по наукам об обществе и 42% – по образованию и педагогике, в том числе за счет Стерлитамакского и Бирского филиалов. Почти половина учителей региона – выходцы БашГУ.

В республике развиты машиностроение и металлообработка, нефтедобыча и переработка, химическая отрасль, поэтому востребованы инженерные направления. В прошлом году поступило множество заявок на выпускников-инженеров от предприятий и организаций различных сфер, в том числе «Башнефть», PepsiCo, «Гидравлика», УППО, LasselsbergerCeramics, Kronospan, УМПО и др.

- Какие предпринимаются шаги, чтобы удержать молодежь в Башкортостане? Что она не уезжала учиться и работать в другие регионы и страны?

– Для решения этой проблемы мы осуществляем целый перечень мер.

Реализуем имеющиеся и готовим новые программы двойных дипломов (международные, российские и внутриуниверситетские), создаем возможности для академической мобильности студентов, приглашаем ведущих зарубежных и российских ученых. Наши выпускники могут получать Европейское приложение к диплому, которое даёт возможность академического и профессионального признания диплома в странах ЕС.

Кроме того, открываем новые перспективные практико-ориентированные программы: «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Судебная и прокурорская деятельность», «Картография и геоинформатика», «Геодезия и дистанционное зондирование» и многие другие. Готовятся к лицензированию «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика».

БашГУ
© Пресс-служба БашГУ

Университет принимает меры поддержки талантливых студентов. Установлены повышенные стипендии в размере 50 000 рублей в месяц в течение учебного года для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 30 000 рублей – для победителей и призеров перечневых олимпиад, от 3 000 до 10 000 рублей – для абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ. Существует система скидок на платное обучение. Если абитуриенту не удалось поступить на бюджетное место, но у него высокие баллы по ЕГЭ, то предоставляются скидки на обучение. Это от 5 до 15% за первый год обучения.

С целью повышения конкурентоспособности и востребованности наших выпускников на рынке труда на базе БашГУ проводятся презентации, ярмарки вакансий, деловые игры, ориентированные на установление связей между вузом и работодателями. Ежегодно заключаются более 100 долгосрочных договоров и соглашений с предприятиями Башкортостана о сотрудничестве и организации стажировок и производственных практик.

- Какие проблемы сегодня стоят перед инженерным образованием в Башкортостане?

– Одной из актуальных проблем является тот факт, что инженерное образование требует больших затрат – необходимо постоянно обновлять и совершенствовать материально-техническую базу в соответствии с современными технологиями.

В связи с пандемией появились трудности с прохождением студентами практик на заводах и предприятиях, большинство которых ограничили доступ из-за коронавируса. Но мы оперативно решаем эти проблемы: заключаем новые договоры с производствами, готовыми принять наших студентов, организуем практики на кафедрах университета, привлекаем для работы в качестве преподавателей практиков-инженеров.

- Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, предусматривающий обязательную предзащиту диссертаций в аспирантуре. Доля защит аспирантов сократилась до 18%. Какой этот процент у вас и что делаете для привлечения талантливых молодых людей в науку?

– Ситуация, действительно, критическая. Российская аспирантура сегодня переживает нелегкие времена. У нас в университете процент защит кандидатских диссертаций снизился до 15%. Поэтому изменения, предложенные Президентом в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», очень актуальны.

Одна из проблем – необходимость совмещать работу и обучение, решить которую можно посредством увеличения финансирования аспирантской подготовки за счет государственных ресурсов или привлечения вузами аспирантов к работе над оплачиваемыми проектами.

БашГУ
© Пресс-служба БашГУ

Молодые кандидаты наук – основной двигатель инноваций и развития нашего вуза, поэтому мы стараемся всячески поддерживать аспирантов. Они получают стипендии Ученого совета университета, принимаются на работу как стажеры-исследователи, участвуют в грантах и получают гранты: Президента, Правительства РФ и Главы Республики Башкортостан.

В нашем университете работают известные ученые по 16 направлениям и 59 научным направленностям, функционируют научные школы, что привлекает абитуриентов из других регионов. В частности, в 2020 году в аспирантуру БашГУ поступили выпускники МГУ, РХТУ имени Менделеева, Нижневартовского, Оренбургского и ряда других российских университетов. Кроме того, поступили магистранты из зарубежных вузов: китайского Чунцинского университета, итальянского Университета Урбино Карло Бо и Западно-Казахстанского госуниверситета имени Утемисова.

- Расскажите о наиболее знаковых разработках БашГУ последних лет. На решение каких задач они направлены и востребованы ли в реальном секторе экономики?

– В результате многолетних исследований разработан экологически безопасный препарат – регулятор роста и развития растений с иммуномоделирующим действием (рифтал – прим. ред.), позволяющий без значительных финансовых затрат эффективно повысить урожайность зерновых культур. Он успешно используется в нашей республике, Татарстане, Челябинской и Оренбургской областях.

Новый метод защиты зданий и конструкций, также разработанный химиками, уже широко применяется в строительной индустрии, дорожном хозяйстве, гидроэнергетике. Универсальный пропиточный состав на минеральной основе «Аквастат» обеспечивает защиту строительных материалов от атмосферных и химических воздействий за счет образования наноразмерного водоотталкивающего покрытия.

БашГУ
© Пресс-служба БашГУ

Учеными инженерного факультета разработана технология изготовления многофункциональной композиционной керамики, которая применяется предприятиями нефтехимии, нефтепереработки, машиностроения и строительного комплекса. Легковесные теплоизоляционные изделия с высокой прочностью могут быть использованы в гражданском и промышленном строительстве, особенно малоэтажном в сельской местности или в условиях Крайнего Севера.

- Как Вы относитесь к международным рейтингам вузов: их объективности, значимости и роли? Нужен ли нам рейтинг отечественных вузов, куда вошли бы все российские университеты, и на основе каких цифровых показателей он должен функционировать?

– Как известно, в мире более 200 тысяч университетов. Рейтинги университетов являются эффективным инструментом сравнения вузов, позволяющим взглянуть на себя со стороны и увидеть как окружающую конкурентную среду, так и уязвимые направления собственного развития. Однако с точки зрения объективности не существует идеального рейтинга, в полной мере учитывающего все аспекты исторических особенностей развития национальных образовательных систем, культурный контекст, языковые, территориальные особенности.

В мировом пространстве рейтинги становятся ориентиром принятия решений на институциональном и национальном уровнях и оказывают все большее влияние на государственную политику в области науки и высшего образования.

В России уже существует ряд национальных рейтингов. Но отечественные вузы отличаются своей спецификой: к примеру, масштабы деятельности университетов, связанных с нефтегазовой сферой, несопоставимы с результативностью вузов педагогической направленности, и подведение их под одну шкалу априори делает такой рейтинг необъективным. Поэтому при создании национального чарта стоит использовать оценку для каждого типа вуза, либо отдельного вида деятельности вузов (рейтинг качества приема, рейтинг изобретательской активности и др.). Кроме того, следует учитывать региональную специфику и нивелировать «внешние эффекты», особенно в финансово-экономической сфере. Так, московские вузы часто имеют преимущество в рейтингах, связанное не с собственно их деятельностью и результативностью, а с общим уровнем жизни столицы.

Сегодня в состав БашГУ входят 5 институтов, 10 факультетов и 4 филиалы в города Стерлитамак, Сибай, Бирск и Нефтекамск. В общей сложности здесь обучается 27,5 тысяч студентов и аспирантов и 42 регионов России и 39 стран мира.

Подписывайтесь на наши каналы:Google NewsGoogle НовостиYandex NewsЯндекс НовостиYandex ZenЯндекс Дзен