Перейти к основному содержанию

Тюменские школьники поучаствуют в создании наноспутников

Спутники будут использоваться для мониторинга экологической обстановки в Арктике и повышения безопасности мореплавания.

В понедельник, 12 апреля, стало известно, что проект Центра научного творчества и робототехники «ФабЛаб» Тюменского государственного университета (ТюмГУ) о создании двух наноспутников класса CubeSat поддержан Фондом содействия инновациям. Три команды тюменских школьников 8-11 классов будут собирать спутники и разрабатывать программно-аппаратные комплексы для них, сообщает пресс-служба ТюмГУ.

Спутники CubeSat относятся к малым искусственным спутникам Земли, имеют кубическую форму со стороной 10 сантиметров и массу не более 1,33 килограмма. Аппараты, создаваемые «ФабЛаб» предполагается использовать для получения космических снимков поверхности Земли в арктическом регионе, для приёма сигналов о состоянии ледяного покрова в Арктике от устройств наземного базирования. На один из спутников будет также установлен приёмник сигналов судовой автоматической идентификационной системы. В Арктике нет необходимой инфраструктуры наземных станций, поэтому система будет работать через космос.

Фотоснимки, получаемые с CubeSat, не будут иметь высокого разрешения. Однако, по мнению руководителя «ФабЛаб» Дмитрия Яковлева, они будут достаточно качественными, чтобы проводить мониторинг и делать прогнозы экологической ситуации в Арктике.

Проект ТюмГУ стал одним из победителей федерального конкурса «Дежурный по планете». Первый спутник будет запущен в конце текущего года, второй – в 2022 году. Рабочий ресурс спутников составляет несколько лет. Когда он будет исчерпан, аппараты сойдут с орбиты и сгорят в атмосфере.

Напомним, что оргкомитет XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 принял решение включить в программу форума демонстрационный полёт самолёта с первой в истории авиации гибридной силовой установкой. Её основой является турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором мощностью 400 кВт, созданный учёными Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П. И. Баранова.