Перейти к основному содержанию

Как университеты привели школьную географию к упадку

с глобусом на дороге
© pixabay.com

Российское географическое общество добилось учреждения в стране с 2020 года Дня географа 18 августа, но его многолетние призывы сделать географию обязательным предметом при сдаче единого госэкзамена (ЕГЭ) до сих пор не увенчались успехом. В этом году снова приходится констатировать снижение интереса к важной некогда учебной дисциплине со стороны выпускников школ. ЕГЭ по ней в 2021 году выбрали всего 21,5 тысяч человек – всего 2,7% от общего количества записавшихся на сдачу экзаменов. В предыдущем году было 23 тысячи.

Создатель компании «Майкрософт» Билл Гейтс высказывался как-то по поводу интернета: если вашего бизнеса здесь нет, то вас нет в бизнесе. Примерно так же и с ЕГЭ. Предметы, которые не нужно сдавать для поступления в вузы, школьники изучают по остаточному принципу, и учителя не уделяют им особого внимания. В результате Россия получает ту же деградацию географических знаний, которой мы пока ещё удивляемся у некоторых зарубежных деятелей. Таких как некогда официальный представитель Госдепа США, а ныне пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки. Она заявляла в своё время о возможной переброске американского Шестого флота к берегам Белоруссии, имеющей, как известно, исключительно сухопутные границы. При существующей динамике упадка географии в школе лет через пять подобные ляпы станут обыденностью.

Missing материал.

По мнению многих школьных географов, в упадке их предмета виноваты университеты. За последние десятилетия очень сузился круг вузовских специальностей, при поступлении на которые учитываются результаты ЕГЭ по географии. Если до введения единого госэкзамена вступительные экзамены по этому предмету были нормой, например, на экономических факультетах, то сегодня это только специфические географические и максимально приближенные к ним смежные направления обучения. Тогда как круг тем, охватываемый предметом, весьма широк. Достаточно посмотреть на их перечень в экзаменационных вопросах текущего года: география России, природа Земли и человек, источники географической информации, население мира, мировое хозяйство, регионы и страны мира, природопользование и экология.

Обратимся к интернет-порталу Вузопедия. Он позволяет сделать выборку учебных заведений, которые учитывают такие комбинации предметов ЕГЭ, где присутствует география. В Петербурге таких университетов оказалось только девять из шестидесяти семи: Санкт-Петербургский госуниверситет, Горный университет, Педагогический университет имени Герцена, Лесотехнический, гидрометеорологический университеты, Ленинградский университет имени Пушкина, Военно-космическая академия Можайского, а также университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича – по экологической специальности.

«Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся» - говорится в Концепции географического образования в РФ от декабря 2018 года.

Действительно, в отличие от гораздо более востребованного вузами обществоведения, экономическая география старших классов позволяет увязать производственную деятельность в разных регионах земного шара с их природными и климатическими особенностями, характером демографического развития. Это уже не «сферический конь в вакууме», каким предстаёт сегодня оторванная от реальной жизни экономика финансовых деривативов, а комплексный и системный подход.

Для сравнения двух предметов приведём диалог, возникший на одном из форумов Мейл.ру. Пользователь с почётным статусом «оракул» объясняет их различие: «Обществоведение описывает взаимоотношения «я и ямщик», а география – о том, куда ямщику меня доставить. Ямщик должен знать путь, а пассажиру это ни к чему».

Missing материал.

Вероятно, похожим образом рассуждала и Джен Псаки. Дескать, курс для кораблей пусть прокладывают штурманы, а мы им укажем лишь конечную точку. Но вот беда – в силу географических особенностей Евразии дальше одесского или рижского порта, несмотря на всю политическую волю, морские суда подступиться не смогут. Если, конечно, какие-нибудь фантастические подводные существа не начнут «подъедать» берега, как в «Войне с саламандрами» Карела Чапека.

Будь знания географии в обществе более глубокими, возможно гораздо конструктивнее проходили бы и дискуссии о глобальном потеплении. К сожалению, экологическое движение во многих своих проявлениях представляет собой почти сектантство, провозглашающее довольно сомнительные тезисы в качестве незыблемых аксиом. Если менее 3% российских школьников сдают ЕГЭ по географии, то, пожалуй, и более-менее компетентное собственное мнение по этому вопросу может составить примерно такой же процент молодых людей. Зато все они без исключения знают, что «географ глобус пропил» (название популярного художественного фильма).

«Некогда очень интересная и любимая детьми школьная дисциплина претерпела значительные сокращения в объеме часов и отошла на задний план. В то время как, например, в Англии 88% выпускников школ выбирают экзамен по географии» - посетовала на сайте Русского географического общества декан факультета географии и геоэкологии Северо-осетинского госуниверситета Фатима Хацаева.

Кстати, в США, как и в Великобритании, престиж географического образования постепенно возвращается. Этому способствовало принятие на государственном уровне в 1991 году образовательной стратегии до 2000 года. Возвращение географии как самостоятельного школьного предмета и повышение его значения – один из важнейших проектов, реализуемых в рамках этого документа.