Перейти к основному содержанию

Как переиначиваются майские указы президента

соцопрос
© pixabay.com

Старт федеральной программы поддержки университетов «Приоритет-2030» перевернул страницу истории развития отечественной высшей школы. Предыдущие восемь лет прошли под знаком реализации майских указов Президента РФ 2012 года. В них содержалось поручение правительству обеспечить к 2018 году доведение средней зарплаты преподавателей вузов и научных сотрудников до уровня удвоенной средней по соответствующим регионам, перевести образовательные программы на нормативно-подушевое финансирование и вывести к 2020 году не менее 5 университетов в ТОП-100 мировых рейтингов.

«Форпост» много писал о том, как реализовывались президентские поручения. Сегодня появилась возможность взглянуть на итоги многолетней работы российского правительства по развитию высшей школы глазами непосредственных участников процесса – преподавателей и учёных. Опубликованы результаты масштабного опроса научного сообщества страны по проблемам научно-технической политики. Он подготовлен по всем правилам социологии при непосредственном участии «Института психологии Российской академии наук». Опрошено несколько тысяч исследователей из 80-ти российских регионов.

После нашумевшего обращения сотрудницы Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН Анастасии Проскуриной к Президенту РФ на февральском заседании Совета по науке и образованию многие профильные сообщества в соцсетях инициировали собственные исследования о соответствии реальных зарплат целевому уровню. Все они, как правило, приводили к неутешительным выводам, но методологические погрешности опросов не позволяли претендовать на объективность. Новый опрос подтвердил их выводы на строго научной основе.

Выяснилось, что существенно ниже целевого уровня зарабатывают 42,8% сотрудников вузов. Доходы 19% «несколько ниже» двойной средней по регионам. Всего же недоплачивают почти 62% профессорско-преподавательского корпуса. Даже среди докторов наук превалирует категория тех, чьи зарплаты недотягивают до нормы (30,2%).

Missing материал.

Собранные данные не отвечают на вопрос об уровне средней зарплаты в вузах, они лишь наглядно демонстрируют поляризацию по доходам. Однако авторы взяли на себя смелость дать однозначный вывод о невыполнении указа.

«Если же переходить к прикидке средней заработной платы среди всех респондентов, то даже теоретически невозможно допустить соответствие фактической зарплаты исследователей целевому уровню, предусмотренному в указе Президента РФ» - таков вердикт социологов.

Перейдём от зарплатной темы к другому маркеру образовательной политики предыдущих восьми лет – проекту вхождения пяти ведущих российских университетов в первую сотню мировых рейтингов («5-100»). Положительную оценку он получил лишь у 17,6% опрошенных. О провальности проекта заявили 40% респондентов.

Отрицательные отзывы были ожидаемы. Их в какой-то степени можно отнести к общему скептицизму недовольного своими доходами научного сообщества. Любопытно другое: самой многочисленной категорией опрошенных стали вузовцы, не располагающие достаточной информацией о «5-100». Таковых оказалось 35%. Пожалуй, это прямое следствие оторванности избранной когорты университетов, участвовавших в проекте, от всех прочих вузов. Оказавшись вне списка «ведущих» аутсайдеры фактически выпали из масштабного целевого развития, оттого и перестали следить за новостями Минобрнауки.

Адепты «5-100» могут возразить, что его принципы точно соответствуют поручениям президентского указа, но это не так. В поручениях есть пункт о повышении конкурентоспособности ведущих университетов, но ничего не сказано о том, что их круг должен быть так узок (21 учебное заведение). А целевой показатель присутствия пяти отечественных вузов в ТОП-100 может достигаться и общим прогрессом отечественной высшей школы. В этом случае успех мог бы стать более устойчивым. Иначе прекращение финансирования по проекту «5-100» рискует обернуться откатом к прежним слабым результатам в глобальных рейтингах.

Missing материал.

«В погоне за позициями в первой сотне в жертву принесены рейтинги многих региональных вузов, для которых просто не хватало ни средств, ни внимания» - считает участник анонимного опроса, доктор экономических наук из Приморского края.

Главным вузовским трендом, порождённым указом «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года стала интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в университетах. Указ предписывал увеличить к 2015 году исследовательские затраты до 1,77% валового внутреннего продукта (ВВП), а долю вузов в этих затратах довести до 11,4%.

Задача не решена. Если в 2010 году, по данным статистического сборника «Наука. Технологии. Инновации», затраты на науку достигали 1,13% ВВП, то к 2018 году они сократились до 0,98% ВВП. Последние данные датированы 2019 годом – зафиксирован рост до 1,03%, но пока что речь не идёт не только о выполнении указа, но и о возврате к стартовому уровню.

Долю вузов также не удалось довести до целевого значения, но она, по крайней мере, выросла – с 7,41% в 2010 году до 8,8% в 2019-м. Тем не менее, общая нехватка бюджетных ассигнований сквозит в результатах опроса. Достаточное финансирование респонденты поставили на первое место среди факторов, определяющих высокую результативность научной деятельности. На втором и третьем местах, соответственно, минимизация бюрократического сопровождения науки и свобода творчества для исследователей.

Главным позитивным результатом исследования стало единодушие научного сообщества в вопросе о верности профессии, 86,4% не собираются оставлять исследовательскую стезю. Правда, почти половина исследователей в возрасте до 39 лет (48,5%) хотели бы продолжить научную работу за рубежом.

При сегодняшнем уровне зарплат наивно было бы рассчитывать на иной результат. Чемоданные настроения отражаются на интенсивности научной деятельности в стране. По оценке опрошенных, в 2020 году она находилась на минимальном уровне за последние пять лет. Даже в планах на 2021 - Год науки и технологий - российские исследователи не рассчитывают вернуться по этому показателю не только к пиковому 2017-му году, но даже к предпандемийному 2019-му.