Перейти к основному содержанию

Московские учёные нашли способ удешевить производство ванадия

Стартовые затраты на внедрение одного производственного комплекса составят не 300 тысяч долларов США, как по существующей технологии, а $120-125 тысяч. Срок окупаемости не превысит одного года.

В пятницу, 17 сентября, стало известно, что сотрудники Научно-исследовательского центра «Конструкционные керамические наноматериалы» Национального государственного исследовательского технологического университета «МИСиС» предложили новую технологию производства ванадия из отработанных катализаторов, которые используются при промышленном получении серной кислоты. Исследования проводились совместно с коллегами из Белорусского государственного технологического университета и Института общей и неорганической химии Национальной академии наук Беларуси, сообщает пресс-служба вуза.

Ежегодно в химической промышленности образуется около 40 тысяч тонн такого рода отходов. Использованные ванадиевые катализаторы содержат 5-10% ванадия в общей массе вещества, это достаточно высокая концентрация. Технология «МИСиС» одновременно решает проблему утилизации промышленных отходов и позволяет сэкономить на затратах по производству ванадия. Сегодня основным сырьём для его получения являются конверторные шлаки.

По словам одного из разработчиков, сотрудника центра «Конструкционные керамические наноматериалы» «МИСиС» Валентина Романовского, новая технология позволяет извлекать до 98% ванадия высокой чистоты.

«Разработанный нами многоступенчатый метод получения ванадия из отработанных катализаторов включает в себя измельчение, отмагничивание железа и двухэтапное выщелачивание ванадия. На первом этапе металл выщелачивается раствором серной кислоты в процессе ультразвуковой обработки. На втором этапе ванадий довыщелачивается раствором сульфита натрия. На заключительном этапе происходит термогидролитическое (кипячением) выделение ванадия из раствора предварительно окисленного персульфатом аммония» — рассказала Елена Романовская, старший научный сотрудник Белорусского государственного технологического университета.

Потребности российской промышленности в ванадии сегодня растут. В первую очередь он необходим в чёрной металлургии для повышения прочности и износоустойчивости стали. Кроме того металл широко используется в аэрокосмической, оборонной промышленности, автомобилестроении и энергетике.

Напомним, что учёные Сибирского федерального университета совместно со специалистами компании РУСАЛ добились повышения прочности и пластичности алюминиево-магниевых сплавов за счёт добавления скандия. Это даёт перспективы их применения в судостроении и автомобильном производстве.